Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ возбудил новое уголовное дело в отношении бывшего полковника Юрия Буданова, который вышел из заключения в январе 2009 года. Осужденный в прошлом за похищение и убийство чеченки Эльзы Кунгаевой бывший офицер теперь подозревается в аналогичном преступлении, совершенном в отношении еще трех мирных жителей Чечни. Возбуждению нового дела предшествовали акции протеста против досрочного освобождения Буданова и обращение чеченского омбудсмена в следственные органы.
Юрий Буданов вышел на свободу 15 января 2009 года, отсидев восемь с половиной из десяти лет, к которым он был приговорен за похищение и убийство 18-летней жительницы чеченского селения Танги-чу Эльзы Кунгаевой. Еще в декабре 2008 года, когда стало известно о решении суда выпустить бывшего полковника по УДО, в Чечне начались митинги протеста. Местное население выражало свое возмущение мягкостью российского правосудия и требовало оставить Буданова в колонии до конца положенного срока.
Негативно отнеслось к освобождению бывшего офицера и руководство Чечни. В частности, в интервью ИА REGNUM президент республики Рамзан Кадыров назвал Буданова "признанным врагом чеченского народа" и заявил, что тот заслуживает пожизненного заключения. "Я буду добиваться, писать, стучать в двери, чтобы он получил по заслугам", - пообещал Кадыров.
Семья убитой Будановым девушки пыталась опротестовать решение о его освобождении. Адвокат Кунгаевых Станислав Маркелов подал жалобу на решение суда, удовлетворившего прошение заключенного об УДО. Судьба этого документа не до конца ясна: сначала сообщалось, что жалобу нашли несодержательной и отказались рассматривать. Потом забыть о ней заставило убийство самого Маркелова, который был застрелен в Москве 19 января. В дальнейшем сообщалось, что за несколько дней до гибели адвокат отправил в Ульяновский областной суд еще одну жалобу. Дошла ли она до суда и будет ли рассмотрена, неизвестно.
Впрочем, довольно очевидно, что противники освобождения Буданова решили действовать другим путем, чтобы отправить его обратно за решетку. Уполномоченный по правам человека в Чеченской республике Нурди Нухажиев направил в СКП РФ обращение, в котором попросил возбудить в отношении бывшего военнослужащего новое уголовное дело. По утверждению омбудсмена, в его распоряжении имеются письма жителей Чечни, в которых рассказывается о других преступлениях Буданова в отношении чеченцев. В частности, речь шла о том, что по приказу полковника задерживали мирных жителей, которых потом находили убитыми.
Наконец, 10 февраля стало известно, что следователи СКП РФ, проведя новое расследование, пришли к выводу, что Буданов причастен к похищению жителей Чечни, а именно: Вахи Титаева, Висита Арсанукаева, Хусейна Дидаева и Сайд-Магомеда Дельмуханова. По данным следственного управления СКП РФ по Чеченской республике, которые приводит "Коммерсант", это преступление было совершено в январе 2000 года (за три месяца до гибели Эльзы Кунгаевой).
По данным следствия, 15 января погибшие вместе с родственниками ехали из селения Чири-Юрт в районный центр Шатой. На блокпосте у селения Дуба-Юрт их задержали, после чего Титаева, Арсанукаева, Дидаева и Дельмуханова увезли в неизвестном направлении. Изувеченные трупы троих из них нашли через 10 дней на кладбище возле Танги-чу. Неизвестной осталась лишь судьба Дельмуханова, он числится пропавшим без вести.
По факту обнаружения трупов тогда же было возбуждено уголовное дело. Впрочем, впоследствии расследование приостановили за отсутствием подозреваемых, поскольку личности людей, причастных к похищению, установить не удалось.
В январе 2009 года родственники убитых чеченцев обратились в следственные органы и рассказали, что узнали в бывшем полковнике Буданове того самого военнослужащего, который увез от блокпоста их близких. "Они узнали Буданова по телевизору", - пояснили в чеченском управлении СКП РФ.
По заявлению родных Вахи Титаева, Висита Арсанукаева и Хусейна Дидаева в отношении Буданова было возбуждено уголовное дело по статьям 105 (убийство) и 127 УК РФ (незаконное лишение свободы).
Следует отметить, что существует версия, согласно которой похищение Эльзы Кунгаевой стало местью Буданова отцу девушки. Дело в том, что, по словам Висы Кунгаева, именно он обнаружил на кладбище трупы трех похищенных чеченцев и сообщил об этом в районную прокуратуру (сам Кунгаев узнал о трупах от некоего солдата). Как рассказала руководитель пресс-службы уполномоченного по правам человека в Чечне Роза Сатоева, слова которой приводит газета "Время новостей", о поступке Кунгаева вскоре узнал Буданов, после чего проник вместе с подчиненными к нему в дом и похитил его старшую дочь.
Защитники Буданова, в свою очередь, считают, что чеченские власти, недовольные условно-досрочным освобождением бывшего полковника, выдумывают новые обвинения в его адрес. В частности, бывший адвокат Буданова Алексей Дулимов, защищавший его на процессе по убийству Кунгаевой, назвал возбуждение нового дела "продолжением травли". "Почему раньше никто не указывал на Буданова?", - вопрошает юрист, имея в виду, что со времени совершения вменяемого его бывшему подзащитному преступления прошло много лет.
Возможно, адвокат Дулимов действительно не знает, почему. Ответ на этот вопрос в свое время давал покойный адвокат Маркелов. "В том уголовном деле, которое рассматривалось в суде Северо-Кавказского военного округа (об убийстве Кунгаевой - прим. "Ленты.Ру), были материалы о других преступлениях Буданова, - цитирует Маркелова газета "Новые известия". - Они не были как следует расследованы или имели недостаточную доказательную базу. Поэтому мы были вынуждены выбрать тактику погони не за тремя, а за одним зайцем, и вменили в вину эпизод, по которому доказательная база была убедительна. Иначе процесс по делу Буданова мог затянуться на многие годы, а то и вовсе не начаться".
Остается добавить, что после своего освобождения Буданов избегает публичности. Только после убийства Маркелова в газете "Комсомольская правда" было опубликовано телефонное интервью бывшего полковника, в котором он категорически отверг свою причастность к произошедшему. Позднее в СМИ появлялась информация, что Буданова взяли под охрану российские спецслужбы.
О реакции самого Буданова на возбуждение против него нового дела, а также о возможной мере пресечения для подозреваемого пока ничего не сообщается.