В истории разборок двух российских сериалов, посвященных правоохранительным органам, произошел очередной поворот. Неожиданностью в этой вялотекущей истории стала сумма нового иска - 1,05 миллиарда рублей.
Менты или улицы разбитых фонарей
Для начала необходимо совершить небольшой экскурс в историю. В 90-х годах прошлого века образ работника правоохранительных органов в молодом российском кинематографе был совсем не популярен. Однако это не остановило смелого продюсера Александра Капицу, который начал работу над настоящим милицейским сериалом.
В качестве первоисточника он выбрал книги писателя Андрея Кивинова (в реальной жизни Пименова), посвященные работе отдела по расследованию особо тяжких преступлений (известного как "убойный отдел") уголовного розыска Санкт-Петербурга.
Сначала удача была не на стороне продюсера Капицы. Несколько отснятых серий были забракованы руководством канала ТНТ, и в результате готовый материал несколько лет пролежал на полке.
Дебют "Ментов" состоялся 1998 году. Очень скоро после выхода на экраны сериал приобрел поистине всенародную популярность, став первым действительно успешным российским сериалом. Несмотря на имеющиеся в нем фактические и правовые неточности, актеры даже получили премии от МВД за "улучшение образа милиционера", которые им лично вручил тогдашний министр внутренних дел Сергей Степашин.
Признание коллег по цеху также не обошло сериал стороной: в 1999 году "Улицы разбитых фонарей" получил "ТЭФИ" как лучший художественный телесериал и лучший кинопроект года.
Опера или Хроники убойного отдела
Спустя некоторое количество сезонов в актерском составе "Ментов" произошел раскол. В 2003 году несколько актеров не стали продлевать контракты с компанией "Новый русский сериал", которая в то время занималась производством "Ментов", и перешла работать в "Феникс-фильм".
Причины перехода не объяснялись. Если верить "Феникс-фильму", то он состоялся из-за творческих разногласий с руководством прежней компании. Мол, актеры хотели, чтобы в сериале появлялись интересные сквозные сюжетные линии, в то время как "Новый русский сериал" настаивал на сохранении привычного формата. Однако упорно циркулировали слухи, что актеров просто перекупили.
Как бы то ни было, а двум героям "Ментов" - Ларину и Дукалису - пришлось погибнуть. А компания "Феникс-фильм" приступила к съемкам своей версии "Улиц разбитых фонарей" под названием "Опера. Хроники убойного отдела" (в первой версии сериал назывался немного острее - "Настоящие менты").
В "Феникс-фильме" довольно ответственно подошли к созданию клона. В частности, сериал решили снимать при участии все того же Андрея Кивинова (Пименова), благо старый контракт с "Новым русским сериалом" ничего подобного не запрещал.
Конфликт
Сразу после выхода "Убойного отдела" на экраны компания "Новый русский сериал" подала в один из районных судов Санкт-Петербурга иск против "Феникс-фильма". После длительного разбирательства и проведения искусствоведческих экспертиз, суд определил, что "Опера" действительно заимствовали аудиовизуальные образы из "Ментов", нарушая тем самым авторские права. После рассмотрения апелляции "Феникс-фильма" уже городской суд Санкт-Петербурга подтвердил решение районного суда, и в октябре 2008 года оно вступило в силу.
Юридический отдел "Феникс-фильма" все это время не сидел сложа руки. В 2006 году Андрей Пименов неожиданно подал в Останкинский районный суд Москвы иск к "Новому русскому сериалу" о нарушении авторских прав ввиду недобросовестного использования литературных произведений. Тогда в иске было отказано, однако в настоящее время идет обжалование этого решения.
Предпоследним актом в этой юридической драме стала надзорная жалоба на решение городского суда Санкт-Петербурга, в которой "Феникс-фильм" просил отменить решение о нарушении авторских прав.
Миллиард
И вот теперь компания "Новый русский сериал" требует от создателей "Оперов" фантастическую по российским меркам сумму в 1,05 миллиарда рублей (для сравнения, стоимость съемки одной серии среднего российского сериала обходится в 200-500 тысяч долларов). Глава юридического отдела компании "Феникс-фильм" заявил газете "Коммерсант", что новый иск, вероятно, является ответом "Нового русского сериала" на надзорную жалобу.
Теперь в перипетиях борьбы двух компаний будет разбираться московский суд. Поможет ли истцам смена места действия с Петербурга на Москву - покажет время. Даже если суд удовлетворит жалобу "Нового русского сериала", то скорее всего оценит ущерб в гораздо меньшую сумму. По данным "Коммерсанта", типичные выплаты по таким искам лежат в пределах от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
Хочется только отметить, что в период кризиса иск сериала, чьи золотые годы давно прошли, к сериалу, чей звездный час так и не пробил, на сумму, которая позволила бы снять целый сезон качественного российского "мыла", кажется немного странным. Создается немного неприятное впечатление, что таким образом "Новый русский сериал" решил напомнить широкой общественности о себе и своих проектах.