Культура
12:35, 12 февраля 2009

Где-то над радугой Фильм База Лурмана "Австралия" - жалкий суррогат "Унесенных ветром" и "Перл-Харбора"

Когда Баз Лурман только приступал к работе над фильмом "Австралия", было понятно, что зрителей ждет нечто крайне патриотическое и мелодраматическое. Шикарные пейзажи, несущиеся по австралийской пустыне кенгуру, медлительные коалы и, конечно, любовь невероятной силы на фоне крупного рогатого скота. Однако на выходе получилась хаотическая смесь из "Унесенных ветром", "Перл-Харбора" и "Данди по прозвищу Крокодил", приправленная елейным раскаянием перед коренными жителями континента.

Главные действующие лица:

1. Английская аристократка Сара Эшли (чувствуете, как повеяло классикой?). Дама, решившая пересечь полмира, чтобы уличить супруга в изменах и решить все проблемы большой скотобазы Faraway Downs в глухой австралийской провинции. Характерные черты: ром пить не умеет, паникует при виде собственного кружевного белья в грязи, не знает, как обращаться с детьми, неплохо держится в седле.
2. Гуртовщик Дровер. Просто Дровер. Мужчина, подозрительно похожий на Росомаху, взявшийся помочь леди перегнать полторы тысячи быков в административный центр Северных территорий - Дарвин. Характерные черты: ветеран войны с очень драматической любовной историей в прошлом, любит ром, принципиальный защитник прав аборигенов и большой любитель аборигенок.
3. Метис Нала, от лица которого ведется повествование. Очаровательный ребенок с ангельским голосом, умильным акцентом и поразительным дедушкой-колдуном. Характерные черты: боится представителей власти, знает песни из голливудской классики, умеет одним взглядом останавливать многотысячные стада взбесившихся коров, любит подглядывать за взрослыми, когда те "начинают делать плохо".
4. Нил Флетчер. Главный злодей картины, злодейство которого абсолютно и кристально. К концу фильма, у тех кто доживет, сложится впечатление, что это сам Люцифер. Характерные черты: готов убить любого, кто встанет у него на пути, копьем со стеклянным наконечником. Любит аборигенок, но не их детей.
5. Кинг Джордж. Дедушка Налы и великий колдун. Знает все, оказывается в нужном месте в нужное время и вообще олицетворяет собой Австралию. Характерные черты: по ночам жжет костры и пугает Млечный путь заунывными песнями, ненавидит бледнолицых, но почему-то считает леди Эшли спасительницей земли австралийской.

6. Фильм "Волшебник страны Оз", знаменитая песня из которого в исполнении Джуди Гарланд является единственным осмысленным связующим звеном фильма

Остальные персонажи появляются эпизодически и особой смысловой нагрузки не несут.

Get the Flash Player to see this player.

Стоит сразу сказать, что сделав ставку на Николь Кидман как самую известную австралийскую актрису современности, Баз Лурман очевидно прогадал. И дело не в актерских способностях, а в абсолютном несоответствии образу. Выглядеть на экране настоящим аристократом невероятно сложно, и далеко не все актеры, независимо от их происхождения и внешности, способны на это. Майкл Кейн, выросший в английских трущобах, может. Николь Кидман - нет. "Аристократические" кривляния Кидман перед камерой наиграны и неестественны.

Итак, мисс-босс, как зовет ее главный рассказчик, прибывает на родину кенгуру, сталкивается с проблемой перегона огромного стада быков в Дарвин и нанимает гражданина Дровера гуртовщиком.

И тут пришли японцы..... Нет, они пришли чуть позже.

Дровер, роль которого сначала предполагалось отдать Расселу Кроу, затем Хиту Леджеру и лишь потом Хью Джекману, своими повадками чрезвычайно смахивает на еще одного известного персонажа тоже австралийского происхождения - Данди Крокодила. Те же мордобои в барах, та же легкость в обращении с животными, та же наивность, та же лояльность к коренным народам. И лишь внушительная мускулатура, которую он столь картинно демонстрирует при свете звезд, является его отличительной чертой.

С Джекманом Лурману несомненно повезло больше, чем с Кидман. Образ крутого мужика, объезжающего диких лошадей и умеющего в то же время небрежно носить белый смокинг на светских раутах, очень ему подходит и абсолютно беспроигрышен, во всяком случае, для женской аудитории. Каким бы очевидным безумием ни отличался сюжет, совершенно все девочки нормальной сексуальной ориентации не раз судорожно сглотнут во время сеанса и с разочарованием глянут на жующего поп-корн спутника.

Итак, колоритная компания, состоящая из главных героев, мальчика-полукровки, старого пьяницы и прислуги гонит стадо в полторы тысячи голов через пустынные земли с одной целью - продать его военным как можно выгоднее. На всем пути, а это много сотен миль, их сопровождает неведомо каким образом поспевающий за всадниками дедушка-колдун, жгущий костры и олицетворяющий собой Австралию. Его завывания, способные свести с ума даже вомбата, периодически достигают слуха мальчика, который вспоминает что он, наверное, тоже колдун, и лезет на дерево, чтобы прервать первый поцелуй леди Эшли с Росомахой.

И тут пришли японцы.... Хотя все же еще не тут.

Дедушка Кинг Джордж, естественно, не единственный, кто следит за компанией. По пятам идут ужасные злоумышленники, стремящиеся во что бы то ни стало помешать выгодной сделке с военными и отобрать у мисс-босс скотобазу Faraway Downs. Их происки эффективны и позволяют героям в полной мере проявить свои способности, а зрителям узнать очередные бесхитростные заимствования. Эпизод, когда ребенок оказывается зажат в ущелье, а на него надвигаются тысячи взбешенных рогов и копыт, и, кажется, ничто уже не может его спасти. Знакомо? Нет, это не "Король-лев", это "Австралия".

К слову, виды самой страны в фильме удручающе посредственны. Однотипные панорамы, в которых ни на секунду не чувствуется любовь к натуре, и очевидные павильонные съемки на фоне компьютерных пейзажей - вот и все, на что сподобился Лурман в своем патриотическом порыве. Использование графики местами совершенно необъяснимо, а ее качество заставляет вспомнить времена, когда в Голливуде снимали "Унесенных ветром". А уж обращение режиссера с кенгуру так вообще должно привлечь внимание природоохранных организаций.

И тут пришли японцы. Да, теперь уже точно.

И начался чистый "Перл-Харбор". Пикирующие звенья "Зеро", горящие корабли на рейде, обожженные лица солдат, испуганные дети, представители бледнолицей аристократии, закончившие свою жизнь без покаяния перед аборигенами, и дедушка Кинг Джордж, стоящий в эпицентре бомбардировки и своей неуязвимостью демонстрирующий непобедимость его великой родины.

Почему Лурман решил сделать бомбардировку Дарвина одним из важнейших элементов картины, остается загадкой. Вполне возможно, чтобы напомнить американскому и европейскому зрителю, что Австралия тоже славно повоевала в годы Второй мировой. А возможно и потому, что ему просто надо было поместить героев в некую очень драматическую ситуацию, которая и проверит силу их чувств. "Титаника" не было, извержения Везувия тоже. Придумать что-то свое, исключительно австралийское, например, нападение утконосов-людоедов, не получилось. Пришлось опять свалить все на бедных японцев.

Почти все героические поступки в картине, естественно, совершаются исключительно коренными жителями. То мальчиком-метисом, то другом Дровера, которого бармен с подозрительным именем Иван не пускает весь фильм в питейное заведение для белых джентльменов, то дедушкой-колдуном. Они благородны, самоотверженны и близки к природе. Белое же население за редким исключением напротив предельно отвратительно и не способно даже на элементарный риск. Столь искреннее желание держаться в рамках политкорректности, может, и делает честь Базу Лурману как гражданину своей страны, но не как режиссеру. Ибо доколе?!

Словом, "Австралия" представляет собой утомительную мешанину из патриотизма, кинематографических штампов, лубочного покаяния, реверансов в сторону огромного количества известных голливудских картин и зарисовок из передач о природе. Единственное, за что Базу Лурману стоит сказать спасибо, так это за напоминание о прекрасном фильме "Волшебник страны Оз". "Где-то над радугой", - поет Джуди Гарланд, и это "где-то" точно не в Австралии.

Get the Flash Player to see this player.

< Назад в рубрику