В воскресенье, 15 февраля, на XVII Рождественских образовательных чтениях, проходивших в храме Христа Спасителя, выступил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Чтения были перенесены из-за смерти патриарха Алексия, но их итог все равно можно назвать рождественским подарком для церкви. Богословские ученые степени теперь будут неформально уравнены со светскими. Что означает эта инициатива для развития религиозного высшего образования в России?
Не считается
Вообще говоря, самого понятия "религиозное высшее образование" на государственном уровне не существует. Статус человека с высшим образованием дает только диплом государственного образца. Его обладатели имеют больше шансов устроиться на работу, причем не только в соответствии с указанной в дипломе специальностью. Многих работодателей волнует только вопрос наличия "корочки", а что уж в ней написано, не так важно.
Диплом государственного образца имеют право выдавать только образовательные учреждения, прошедшие государственную аккредитацию. Свидетельство о госаккредитации предполагает, что государство гарантирует качество образования, полученного в данном вузе. Религиозные учебные заведения не могут получить государственную аккредитацию по нескольким причинам.
Главная из них - "неправильный" преподавательский состав духовных семинарий, академий и других духовных вузов. В соответствии с законом "Об образовании" необходимо, чтобы не менее половины преподавателей имели ученую степень (кандидат или доктор наук) или ученое звание (доцент, профессор). При этом не менее 8,5 процента преподавателей должны быть докторами наук и/или иметь звание профессора (точные цифры отличаются для учебных заведений различного статуса - институтов, академий и так далее).
Ученые степени и звания будущих преподавателей должны быть подтверждены документами государственного образца. Однако в перечне специальностей Высшей аттестационной комиссии (ВАК), которая официально присуждает ученые степени и звания, отсутствуют теологические диссертационные дисциплины. Внутрицерковные документы, свидетельствующие о наличии у человека, например, степени доктора теологии, комиссия по госаккредитации не признает.
В духовных вузах читают преимущественно религиозные курсы, поэтому большинство преподавателей там имеют духовное образование, степени и звания, признаваемые церковью, но не признаваемые государством. Соответственно, вуз не может получить госаккредитацию и выдавать дипломы гособразца.
28 февраля 2008 года в силу вступил законопроект, позволяющий частично обойти требования госаккредитации и разрешающий религиозным образовательным учреждениям выдавать дипломы государственного образца. Поправки в законы "Об образовании" и "О свободе совести и религиозных объединений" позволили семинариям и духовным академиям претендовать на госаккредитацию своих светских образовательных программ - при наличии в их преподавательском составе лиц с соответствующим светским образованием. То есть, с 28 февраля 2008 года человек, изучающий, к примеру, культурологию или иностранные языки в религиозном вузе, мог рассчитывать на получение "стандартного" диплома.
Формально новый законопроект не предусматривал становления высшего религиозного образования как законного конкурента светского: в дипломах гособразца у людей, вышедших из духовных вузов, может значиться "юрист", или "историк", или "переводчик", но не "богослов". Выпускники, обучавшиеся по чисто теологическим программам, включая тех, кто получил духовную ученую степень, по-прежнему оставались для государства лицами без высшего образования.
Почти считается
В воскресенье в храме Христа Спасителя Андрей Фурсенко фактически объявил о частичном преодолении этой "несправедливости". Согласно приказу
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, отныне духовные ученые степени будут приравниваться к светским, но только в одном случае. Речь идет о процессе оформления лицензии на право осуществления образовательной деятельности.
Такая лицензия подтверждает, что санитарно-гигиенические и строительные нормы, оборудование помещений и оснащенность учебного процесса соответствуют государственным и местным требованиям. Кроме того, лицензия подтверждает, что количество и квалификация работников также соответствуют этим требованиям. Лицензию можно получить на преподавание как светских, так и духовных наук. Но для получения лицензии на реализацию светских образовательных программ требуется, чтобы в состав преподавателей вуза входили люди с "классическими" учеными степенями.
Новый законопроект предполагает, что преподаватели, имеющие только духовные ученые степени и звания, при лицензировании будут "засчитываться" как люди со светскими степенями. Фурсенко отметил, что инициатива откроет "широкую перспективу для лицензирования и аккредитации светских образовательных программ духовных образовательных учреждений".
После получения лицензии на преподавание светских предметов вуз, все преподаватели которого имеют только духовные степени и звания, получит право претендовать на госаккредитацию на свои светские образовательные программы. Необходимое число кандидатов и докторов наук, доцентов и профессоров будет набрано за счет введенной Рособрнадзором поправки. В итоге может получиться так, что люди, имеющие богословское образование, станут преподавать студентам историю или экономику, и по итогам обучения студенты получат диплом государственного образца. Правда, смогут ли собственно духовные вузы получить госаккредитацию на преподавание "непрофильных" предметов - это другой вопрос.
Новая привилегия сначала будет доступна только трем духовным семинариям - Московской, Смоленской и Хабаровской. Однако источник "Коммерсанта" в РПЦ считает, что в дальнейшем этот список будет расти.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что новые предложения "очень близки" его собственному пониманию проблем в сфере высшего богословского образования.
Новый законопроект не ставит окончательного знака равенства между светским и духовным образованием. Религиозные вузы по-прежнему не считаются госучреждениями и не могут получить госаккредитацию по несветским образовательным программам. А духовные ученые степени по-прежнему признает только церковь, но не ВАК. И инициатива Рособрнадзора пока определяет лишь одно (хотя и весьма существенное) исключение из этого правила. Но путь длиной в тысячу ли, как известно, начинается с одного шага.