Анатолий Кашпировский возвращается на телевидение, объявили 16 февраля 2009 года российские СМИ. Правда, сеансы гипноза, подобные тем, что проходили в 1989 году, зрители не увидят. Новое шоу Кашпировского на НТВ будет посвящено не гипнозу, а психотерапии. И будет нацелено не на массы, а на отдельных людей.
Сегодня уже не в моде близкая и понятная жителям позднего СССР готовность строем идти в светлое, хотя и не очень ясное будущее. Но и стремления к индивидуальному самосовершенствованию у людей не появилось. Теперь, пожалуй, популярнее всего - тихонько поглядывать со стороны, как к светлому будущему движется какая-нибудь знаменитость. Поглядывать, не слезая с родного дивана, и то смахивать скупую слезу, то брезгливо плеваться...
Именно знаменитости и станут главными героями новой передачи Кашпировского. 69-летний гипнотизер будет прямо перед камерами проводить с гостями программы сеансы психотерапии. Очевидно, что такое представление перебивает по откровенности не только примитивный классический стриптиз с обнажением тела, но и ставшие в последнее время популярными проекты из серии "За стеклом".
Конечно, вряд ли стоит ожидать, что кто-то из знаменитостей честно и без всякого актерства выставит на публику свои реальные проблемы. Но точно так же не стоит ожидать, что зрители будут сильно привередливы в этом плане. Благо большинство современных россиян знают о настоящей психотерапии не больше, чем их родители 20 лет назад знали о настоящем гипнозе.
Официально канал НТВ пока не подтверждает информацию о подготовке шоу с Кашпировским. "Пока еще рано", - сказали "Ленте.ру" в пресс-службе. Однако журналисты портала Life.ru утверждают, что первые серии "психотерапевтического" шоу, по их сведениям, уже отсняты. Излить душу перед Кашпировским и камерой якобы успели певица и телеведущая Лолита Милявская и актер Михаил Пореченков. Когда можно будет увидеть это в эфире - пока что неизвестно.
Надо сказать, что способности Кашпировского как психотерапевта на самом деле имеют даже больше материальных подтверждений, чем его гипнотический талант. Кашпировский получил образование в Винницком медицинском институте, после окончания которого четверть века работал психотерапевтом в психиатрической больнице. Лишь после начала перестройки он появился на центральном телевидении в роли гипнотизера, которая подарила ему всенародную славу.
"Гипноз" оказался настолько удачным, что в 1993 году Кашпировский был избран депутатом в российскую Госдуму первого созыва. Там он вошел в состав Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций. Согласно переходным положениям Конституции РФ, первая Дума избиралась сроком на два года, а не на четыре, как последующие. По окончании срока депутатских полномочий в 1995 году Кашпировский уехал в США. Прожив за границей несколько лет, он вернулся в Россию и начал гастролировать с сеансами по провинции.
Однако времена изменились: простой народ не особенно активно приветствовал прежнего кумира, укрепившие свои позиции приверженцы традиционных религий клеймили его как колдуна, а правоохранительные органы отнеслись к сеансам Кашпировского с подозрением. В 2001 году Замосковорецкий межмуниципальный суд Москвы отказался защитить честь и достоинство Кашпировского от высказанных в эфире телеканала ТВЦ обвинений в нанесении вреда здоровью людей. В 2006 году гипнотизер был привлечен прокуратурой Челябинска к ответственности за незаконную целительскую деятельность. Позднее челябинский суд приговорил его к штрафу в размере 1700 рублей.
Наконец, в 2009 году в России появились реальные перспективы попадания всего рынка магических услуг под законодательный контроль. С 1 января Минэкономразвития включило всевозможных магов, колдунов и целителей в классификатор экономической деятельности. По всей вероятности, это значит, что впредь власти смогут издавать нормативные акты, в которых будет написано, сколько пассов должен совершить маг при раскрытии той или иной чакры, каков минимальный гарантийный срок действия приворота и как не пересечь границу гуманности при умерщвлении жертвенного петуха.
Так что Кашпировский, наверное, поступил правильно. Лучше быть "публичным" психотерапевтом для знаменитостей, чем скучным "узаконенным" гипнотизером.
Татьяна Ефременко