В Стокгольме 16 февраля начался суд над четырьмя администраторами крупнейшего торрент-трекера The Pirate Bay, аудитория которого превышает 25 миллионов человек. Если представители сайта будут признаны виновными в нарушении шведского законодательства об авторском праве, им грозит два года тюрьмы и штраф в 1,2 миллиона шведских крон. Это примерно 144 тысячи долларов.
За головами основателей The Pirate Bay охотятся музыкальные лейблы и кинопроизводители: Warner Bros. Entertainment, MGM Pictures, Columbia Pictures Industries, 20th Century Fox Films, Sony BMG, Universal и EMI. Сумма требуемой в рамках гражданского процесса истцами компенсации ровно в сто раз больше возможного штрафа - 120 миллионов крон (около 14,4 миллиона долларов).
Обозреватели считают эту битву в некотором роде решающей. Дело в том, что The Pirate Bay сам по себе не содержит нарушающих авторское право материалов. Он лишь дает ссылки на файлы, которые размещают в Сети пользователи. При этом среди размещаемых материалов есть не только нарушающие авторские права, но и вполне легальные. Например, некоторые музыкальные группы добровольно размещают в торрентах свои альбомы.
Традиционный законодательный подход заключается в том, что правообладатели самостоятельно отслеживают нарушения своих прав, а за размещение пиратского контента ответственность несут пользователи. Логика тут простая - владелец склада не может знать, ворованные ли товары привозят арендаторы. Если ворованные, и хозяин склада ничего не знал, то и сажать будут арендаторов, а не его.
Другой подход заключается в периодических рейдах на склад, так как там могут находиться ворованные товары. В этом случае правоохранительные органы не интересует, знал ли хозяин склада, ведь ворованные вещи нашли у него.
Ситуация осложняется, когда речь идет не о складе, а о будке кладовщика, в которой ведется учет товара, но никакой проверки не проводится. Будка кладовщика - это торрент-трекер, содержащий только ссылки. The Pirate Bay - очень большая будка, в ней можно найти списки чего угодно. Или неугодно, если речь идет о разъяренных истцах.
Громкое разбирательство может повлиять на судебную практику и заставить как судей, так и правоохранительные органы предпочесть один из подходов к ответственности другому. И это касается не только авторского права.
В некоторых странах такой выбор уже, похоже, сделали. В начале февраля в Италии начался суд над четырьмя топ-менеджерами Google. Причина - размещение оскорбительного ролика на сервисе Google Video. О ролике топ-менеджеры, естественно, ни сном ни духом. Но именно они отвечают за видеохостинг, нарушивший, по мнению обвинения, закон о неприкосновенности личной жизни. В России, кстати, тоже был похожий случай. Гендиректору социальной сети "Вконтакте" петербургская прокуратура также сделала внушение - он оказался ответственным за то, что пользователи создали группу "Поваренная книга анархиста". Воспользовавшись одним из рецептов, семнадцатилетний подросток получил химические ожоги лица и тела. Неизвестно, понес ли ответственность автор рецепта.
Ничто не мешает то же самое применить к защите правообладателей. Кто ответственен за контент и ссылки на него? Виноваты ли представители поисковика в том, что в интернете можно найти миллион страниц, с которых на пользователя глядят по две-три статьи Уголовного кодекса?
Если считать, что над The Pirate Bay с момента основания потихоньку сгущались тучи, то молнии в него начали бить в 2006 году. Тогда шведская полиция в ходе рейда закрыла сайт, а также конфисковала сервера провайдера PRQ, предоставлявшего The Pirate Bay и многим другим ресурсам хостинг. Через десять дней сайт снова заработал.
В мае 2007 года группа хакеров взломала торрент-трекер и похитила базу данных с информацией о полутора миллионах пользователей. В августе 2008 года IP-адреса The Pirate Bay были заблокированы итальянскими властями.
В сентябре 2007 года разразился громкий скандал. Оказалось, что компания MediaDefender, нанятая невзлюбившими ресурс правообладателями, обсуждала возможность организации DdoS-атаки на The Pirate Bay. Во время Олимпиады в Пекине МОК убедительно попросил шведские власти предотвратить выкладку олимпийских видеоматериалов на The Pirate Bay. Безуспешно.
Всего и не перечислишь. Несмотря на оказываемое давление, The Pirate Bay дожил до текущего момента - настоящего суда.
Подсудимые Фредрик Нейж, Готтфрид Свартхольм Варг, Петер Сунде Колмисоппи и Карл Лундстрем за день до суда провели пресс-конференцию, на которой рассказали все, что они думают об иске, о суде, о портале и о стороне обвинения.
Разворачивающееся разбирательство в ходе конференции назвали спектаклем, придумав для него слово Spectrial (от слов spectacle и trial). По-русски этот термин переводится примерно как "судакль" - от слов "суд" и "спектакль". Суд считается сценой судакля, а все участники разбирательства - актерами.
Движущей силой всего спектакля является интернет-трафик. По словам Петера Сунде, около 80 процентов всего мирового трафика приходится на торренты. Половина от этих 80 процентов проходит через The Pirate Bay. Таким образом, речь идет о сорока процентах всего интернет-трафика.
Что же до обвинителя, то Свартхольм считает его "клоуном", который вряд ли осилит математику за пятый класс. Он добавил, что наделал кучу долгов, потерял компанию PRQ и вообще живет за границей. Выбить из него требуемые истцами средства или оштрафовать будет затруднительно, а присылаемые счета Свартхольм пообещал вставить в рамку и повесить на стену.
Петер Сунде, в свою очередь, напомнил, что суд ничего не изменит. Любое решение будет обжаловано той или иной стороной. До момента, когда дело доберется до верховного суда Швеции, может пройти лет пять. По его словам, можно посадить в тюрьму их, но сам The Pirate Bay не посадишь - он существует отдельно от создателей и продолжит работу.
И, конечно, они сказали, что невиновны.