Мир
13:05, 18 февраля 2009

Судьба палача В Камбодже начался суд над одним из лидеров красных кхмеров

В чрезвычайном трибунале Камбоджи (ECCC), учрежденном при содействии ООН в 2003 году, 17 февраля открылся исторический процесс над лидерами красных кхмеров. Первым на скамье подсудимых оказался главный палач режима Пол Пота 66-летний Канг Кек Леу (Kaing Guek Eav). В годы коммунистической диктатуры Леу управлял "лагерем смерти", знаменитой секретной тюрьмой S21 в Пномпене, в которой были зверски замучены от 16 до 20 тысяч человек - мужчины, женщины и дети. Канг Кек Леу предъявлены обвинения в военных преступлениях и преступлениях против человечества. Пока идут предварительные слушания, касающиеся процессуальных вопросов, рассмотрение дела по существу должно начаться в марте.

Секретная тюрьма S21 была организована красными кхмерами сразу после прихода к власти в здании бывшего лицея Туол Свей Прей (Tuol Svay Prey High School) в августе 1975 года. Со временем за тюрьмой закрепилось другое название: Туол Сленг (Tuol Sleng), что в дословном переводе означает "Холм ядовитых деревьев", или "Отравленный холм". Первоначально заключенными "Холма" являлись преимущественно представители средних и высших слоев, занимавшие военные и административные посты при предыдущем режиме, а также представители интеллигенции. Позднее, когда маховик террора раскрутился и врагов стали искать уже среди своих, туда стали попадать представители Коммунистической партии Кампучии, заподозренные в измене, а также рядовые граждане.

Территория лицея была обнесена колючей проволокой, стены классов сломали, а затем построили множество одиночных маленьких камер. В просторных помещениях второго этажа были оборудованы общие камеры, где содержались по несколько десятков человек. Чуть попозже, впрочем, были введены усовершенствования - после того как несколько заключенных, не выдержав изуверских пыток, выбросились из окон, покончив жизнь самоубийством, окна верхних этажей были забраны железными сетками или решетками. Комендантом тюрьмы назначили Канг Кек Леу. К тому времени он зарекомендовал себя как преданный делу революционер. В 1971 году Леу уже возглавлял один из первых лагерей красных кхмеров "Лагерь номер 13", организованный партизанами на занятой ими территории. В лагерь попадали "шпионы". "Вы не представляете, как меня выводила из себя их ложь, - признавался потом Леу. - Я начинал их бить и бил до тех пор, пока не выдыхался сам".

Картина Ван Ната, изображающая общую камеру в тюрьме S21. Изображение с сайта providence.edu
Lenta.ru

При этом Канг Кек Леу нельзя назвать психом или садистом. Напротив, бывшего преподавателя математики отличал некий бюрократизм и скрупулезность в выполнении поставленной задачи. Его усилиями S21 превратилась в настоящую машину пыток и смерти. Истязание заключенных ради истязания было категорически запрещено. Главной целью было выявление врагов нового режима и выбивание признательных показаний. При поступлении в тюрьму каждого заключенного обязательно фотографировали и присваивали ему номер. Второй раз фотографировали уже изувеченные трупы. Канг Кек Леу лично правил непонятные места в протоколах допросов, снабжал их расшифровкой, пометками и комментариями. Досье на убитых передавал наверх своему бывшему научному руководителю Сон Сену (Son Sen), ставшему министром обороны, чтобы показать, что все предполагаемые враги разоблачены и уничтожены.

Канг Кек Леу создал обширных архив из многих тысяч фотографий и документов, который не успел уничтожить. Именно они наряду с грудами костей в местах массовых захоронений служат свидетельством совершенных красными кхмерами зверств. Заключенных в S21 заставляли раздеваться до трусов. Кроватей не было. В переоборудованных под общие камеры залах лицея люди тесно лежали навзничь на голом каменном полу, голова к голове, прикованные ножными кандалами к нескольким тянувшимся через все помещение железным поручням. В одиночках их приковывали к стене. Один из немногих выживших в S21, художник Ван Нат (Vann Nath), позднее запечатлел все это на своих картинах. Разговаривать друг с другом и охранниками запрещалось. На любой вопрос требовалось отвечать без задержки. За нарушение избивали или мучили электрошоком. Правила тюрьмы запрещали орать во время экзекуции, в противном случае провинившихся ждало новое наказание.

Заключенный тюрьмы S21. С сайта музея-мемориала Туол Сленг.
Lenta.ru

В туалет нужно было отпрашиваться у охранника. Большинство ходило под себя. В камерах царила ужасающая антисанитария. Заключенные страдали различными кожными болезнями, у всех были вши. День начинался в 4:30 утра с поголовного осмотра. Тюремщики заставляли заключенных снимать нижнее белье, проверяя, не спрятал ли кто какой-нибудь мелкий предмет, с помощью которого намерен лишить себя жизни. Известно, что одному из заключенных удалось раздобыть авторучку, которой он разодрал себе горло, еще несколько человек раздобыли винты и осколки, проглотили их, что вызвало внутреннее кровотечение и смерть. Жизнь заключенных была нужна Канг Кек Леу и его подручным для пыток и выбивания показаний. В тюрьме работали три команды следователей под характерными названиями: "Вежливые", "Горячие" и "Кусачие". "Вежливые" не пытали, действуя внушением, но если подозреваемый не сознавался, его отправляли к "Горячим" и дальше вверх по пыточной лестнице. Арсенал пыток был крайне изощрен: от пыток водой до вздергивания на дыбу, электрошока, вырывания ногтей, отпиливания конечностей.

Все сознавались во всем. Часто следователи сами говорили, в чем надо сознаваться - агент ЦРУ или КГБ, Таиланда или Вьетнама - в зависимости от требований момента. Попадались эстеты, которых не устраивал окончательный текст признаний, и тогда бумагу комкали, бросали в урну как неудачный набросок, и все начиналось заново. Канг Кек Леу постарался максимально оптимизировать процесс уничтожения. Были введены специальные дни, в которые казнили отдельные категории заключенных: в один день жен врагов, в другой - детей врагов, в третий - провинившихся в чем-то рабочих. Расстрелы не практиковались, больно пышно и патронов жаль. Людей забивали как скот. Один из бывших тюремщиков рассказал, что излюбленным орудием убийства был простой кусок арматуры. Впрочем, сам Канг Кек Леу заявил, что в большинстве случаев приговоренным просто перерезали горло, "как курам". Трупы хоронили вначале на территории тюрьмы, затем, когда земли стало не хватать, а заключенных прибавилось, приговоренных стали свозить в специально отведенные места - "поля смерти", где опять-таки, чтобы не тратить патроны, забивали лопатами, кирками или протыкали бамбуковыми палками.

Одна из экспозиций музея-мемориала Туол Сленг, созданного на месте тюрьмы S21. Фото Adam Carr с сайта wikipedia.org
Lenta.ru

Под руководством Канг Кек Леу тюрьма работала до последних дней, когда в Пномпень в январе 1979 уже вошли вьетнамские войска, свергнувшие диктатуру красных кхмеров Пол Пота. Методичный Леу не мог оставить ничего недоделанным. Он ушел одним из последних, перед этим собственноручно убив оставшихся заключенных. Более того, перед окончательным поражением кхмеров он успел провести массовую чистку в районе Пхонг (Phnong) на востоке Камбоджи, где были истреблены 4600 человек. Всего, по его собственным словам, в ходе своей работы в "Лагере 13", в S21 и районе Пхонг, Канг Кек Леу был причастен к убийству около 48 тысяч человек. Но еще удивительнее дальнейшая судьба палача. Он скрылся в джунглях, где провел 20 лет, живя под вымышленным именем Ханг Пин (Hang Pin). За это время Канг Кек Леу обратился к христианству. Он стал ходить на собрания в одной из протестантских миссий. Прямо о своих преступлениях он пастору не говорил, отмечая лишь , что грехи его настолько тяжелы, что прощения он не получит никогда. В конце концов, Леу крестился. В своей деревне он построил церковь, а затем работал добровольцем в американской неправительственной гуманитарной организации по оказанию помощи беженцам, постоянно носил с собой Библию.

Бывшего главу секретной тюрьмы S21 раскрыл британский репортер Ник Данлоп (Nic Dunlop), который увидел его в 1999 году и узнал. Канг Кек Леу не стал отпираться, напротив, он воспринял появление репортера как "божью волю", после чего пошел и добровольно сдался полиции. В предварительном заключении он провел 10 лет. Его адвокат на предстоящем процессе уже заявил о нарушении прав подзащитного, поскольку по камбоджийским законам срок предварительного заключения не может превышать трех лет. Тем не менее Канг Кек Леу, видимо, не намерен отстаивать свою правоту или оправдываться. Сообщается, что он признал свою вину. И из всех пятерых бывших лидеров красных кхмеров, которые предстанут перед чрезвычайным трибуналом Камбоджи, он один сознался во всем. Остальные обвиняемые: бывший глава Кампучии и сподвижник лидера красных кхмеров Пол Пота Кхиеу Сампхан (Khieu Samphan), бывший министр иностранных дел Кампучии Иенг Сари (Ieng Sary) и его жена Иенг Тирит (Ieng Thirith), а также главный идеолог режима Нуон Чеа (Nuon Chea) - своей вины не признают.

Стоит, тем не менее, отметить, что большинство из них глубокие старики и обвинительный приговор вряд ли что-нибудь для них изменит. Правосудие немного запоздало, и сам процесс носит преимущественно символический характер. Главный виновник геноцида в Камбодже Пол Пот скончался еще в 1998 году, его останки покоятся под железной могильной плитой где-то на границе с Таиландом. За четыре года его диктатуры погибли от 1,7 до 3 миллионов человек, что составило, по различным оценкам, одну пятую или одну четвертую населения страны. Половина была казнена, другая скончалась от изнурительной работы. В случае если трибунал сочтет вину Канг Кек Леу доказанной, ему грозит пожизненное заключение. На этом история бывшего учителя математики и палача, судя по всему, закончится.

< Назад в рубрику