Доходы федерального бюджета России в 2009 году будут на 42 процента меньше, чем предполагало правительство до кризиса. При этом расходы не только не будут сокращаться, но и вырастут. В результате страну ожидает дефицит бюджета в восемь процентов от ВВП, сокращение самого ВВП и промышленного производства, а также рост инфляции и безработицы.
Бюджет России на 2009 год и план на 2010-2011 годы, принятый минувшей осенью, останется в истории страны как свидетельство слепой веры чиновников в счастливое будущее. Во всяком случае, Госдума, Совет Федерации и президент одобряли главный финансовый документ страны, в котором говорилось о цене на нефть в 95 долларов за баррель и стоимости доллара в 24,7 рубля, когда всем было ясно, что финансовый кризис затронет и Россию. Цены на нефть уже тогда начали стремительно падать, банковский сектор испытал последствия кризиса ликвидности, не за горами была и девальвация рубля.
Над более или менее реалистичным бюджетом чиновники начали работать только к концу 2008 года. Многое зависело от того, какая цена на нефть будет заложена в прогнозы. В декабре планировалось, что среднегодовая стоимость нефти составит 50 долларов за баррель, но уже в январе прогноз был понижен до 41 доллара. При этом Минфин настаивал на том, чтобы бюджет верстался исходя из пессимистического сценария в 32 доллара за баррель, но в итоге победил более оптимистичный вариант.
Первые месяцы 2009 года показывают, что в Минфине были не правы - нефть держится в районе 40 долларов за баррель. Однако как будут складываться дела на сырьевом рынке во второй половине года, пока неизвестно: слишком многое зависит от того, сработают ли многомиллиардные планы по спасению национальных экономик в развитых странах и как быстро эти государства смогут выйти из состояния рецессии.
Снижение прогноза по нефти с 95 до 41 доллара привело к значительному дефициту бюджета. В течение первых месяцев 2009 года назывались разные цифры превышения расходов над доходами – от 6,1 до 10 процентов от ВВП. Если учесть, что номинальный объем экономики прогнозируется на уровне 44 триллионов рублей, получится сумма от 2,7 до 4,4 триллиона рублей.
В феврале за окончательный вариант была принята цифра в восемь процентов от ВВП, или в 3,52 триллиона рублей. Однако глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина подчеркнула, что в реальности дефицит будет меньше, так как в восемь процентов входят так называемые квазибюджетные расходы (льготные кредиты Центробанка). В Минфине также заявили, что в цифру в восемь процентов включены все возможные расходы, в том числе и части средств Фонда национального благосостояния. Без их учета дефицит составит семь с половиной процентов от ВВП.
Вместе с данными по дефициту бюджета стали известны и основные макроэкономические прогнозы. По данным Минэкономразвития, ВВП страны за год снизится на 2,2 процента, промпроизводство сократится на 7,4 процента, инвестиции уменьшатся на 14 процентов, а инфляция составит до 14 процентов (то есть окажется выше, чем в 2008 году). О динамике курса рубля в Минэкономразвития ничего не говорили, однако в конце января в Центробанке заявили, что завершили девальвацию национальной валюты на уровне в 41 рубль за бивалютную корзину (0,55 доллара и 0,45 евро).
Судя по официальной статистике за январь, даже выполнение столь пессимистичных прогнозов потребует немало усилий. За первый месяц 2009 года ВВП сократился на 2,4 процента по сравнению с тем же периодом 2008 года и на 8,8 процента по сравнению с декабрем. В свою очередь, промышленное производство уменьшилось на 19,9 процента, если считать к прошлому месяцу, и на 16 процентов к январю 2008 года.
О дефиците бюджета чиновники различного ранга говорили еще с конца 2008 года, но конкретных цифр по расходам и доходам страны почти не называли. Ожидалось, что они станут известны в самом конце февраля или начале марта, когда Минфин внесет в правительство новый вариант бюджета.
Однако вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин решил ознакомить общественность с основными показателями бюджета еще раньше. На коллегии Федерального казначейства 25 февраля он рассказал все основные проектировки бюджета. По словам Кудрина, доходы бюджета снизятся приблизительно на 42 процента по сравнению с данными, заложенными в одобренный осенью бюджет, и на 31,5 процента по сравнению с 2008 годом. В общей сложности они составят 6,3 триллиона рублей.
Расходы в 2009 году не только не уменьшатся, но и вырастут по сравнению с прошлым вариантом бюджета на полтриллиона рублей до 9,5 триллиона. В таком случае, правда, не получаются те самые восемь процентов: разница составит приблизительно 7,3 процента от ВВП, если брать за основу номинальный ВВП в 44 триллиона рублей, о которых говорил Кудрин. Возможно, что цифра в 7,3 процента получается без учета части средств Фонда национального благосостояния.
Откуда же взялось столь резкое сокращение доходов? Ответ на этот вопрос очевиден: в условиях экономического кризиса и спада ВВП компании платят все меньше налогов в казну. Кроме того, падение цен на сырье привело к снижению экспорта и отчислений в бюджет за счет экспортных пошлин.
С другой стороны, расходы бюджета в условиях кризиса должны были увеличиться не на 500 миллиардов рублей, а на гораздо большую величину – дополнительные средства ранее были обещаны и банкам, и крупным компаниям, и безработным. По подсчетам Кудрина, антикризисные меры оцениваются в полтора триллиона рублей. Где же правительство возьмет еще один триллион, если чиновники ранее обещали, что не будут резать расходы бюджета?
"Необходимо провести оптимизацию федерального бюджета", - заявил на коллегии Федерального казначейства Кудрин, не пояснив, какие именно расходы будут сокращены. По данным российской прессы, больше всего от оптимизации пострадают госкорпорации "Олимпстрой", "Роснано" и Фонд ЖКХ, которые недополучат от правительства в общей сложности 260 миллиардов рублей.
Еще немного средств бюджет получит от сокращения расходов на аппарат чиновников. Точные цифры этого сокращения пока неизвестны, однако в середине февраля президент России Дмитрий Медведев велел подготовить поручение о оптимизации расходов своего аппарата. Он также подчеркнул, что этим должны заняться и другие органы власти. По последним данным, работы в администрации президента лишатся сто человек.
Еще одним методом борьбы с чрезмерными расходами, по данным Кудрина, станет перенос части программ на следующий год. Сколько бюджет сможет получить от этого шага, глава Минфина не уточнил.
Основная часть дефицита будет покрыта за счет средств Резервного фонда, которые были накоплены в период высоких цен на нефть в предыдущие годы. В общей сложности из фонда будет потрачено 2,7 триллиона рублей. Это означает, что если в 2010 году ситуация не изменится и дефицит будет таким же, а Россия по-прежнему не будет занимать средства за рубежом или внутри страны, то Резервный фонд просто перестанет существовать: к концу января 2009 года его объем, по данным Минфина, составлял 4,7 триллиона рублей.
В целом новые расчеты по бюджету оказались гораздо более адекватными, чем в бюджете, принятом осенью. Теперь правительству всеми силами нужно стараться уложиться в собственные прогнозы, ведь иначе, особенно после провала первого варианта бюджета, доверия к его работе вообще не останется.