Грузинский телеканал "Имеди" ("Надежда"), созданный предпринимателем Бадри Патаркацишвили, вновь сменил владельца. 25 февраля стало известно, что холдинг "Имеди" (телеканал, радиостанцию и техническую службу) продали совместной грузино-арабской компании RAK Georgia Holding. Новый хозяин обещает вложить в этот актив значительные средства и обеспечить "объективную редакционную политику". Можно предположить, что статус ведущего оппозиционного СМИ страны телеканалу "Имеди" вернуть не удастся. Арабская компания Rakeen, создавшая СП с грузинской стороной, контролирует в республике значительное число активов и, как считается, находится в хороших отношениях с грузинскими властями. Очевидно, что превращать "Имеди" в рупор оппозиции она не позволит.
Телеканал "Имеди", созданный в начале 2000-х годов, быстро стал одним из самых популярных СМИ в Грузии. Там часто выступали представители оппозиции. Бывший министр обороны Ираклий Окруашвили, к примеру, вернувшись в политику в качестве оппозиционера (осенью 2007 года), часть разоблачительных заявлений сделал в ночном эфире "Имеди" (в частности, он тогда сообщил, что грузинские власти планировали убить Бадри Патаркацишвили).
В наибольшей степени оппозиционный настрой канала проявился, наверное, в начале ноября 2007 года, когда в Тбилиси проходили массовые акции протеста с требованием отставки президента Грузии Михаила Саакашвили. "Имеди" того времени можно сравнить с телеканалом "Рустави-2" времен "революции роз": в 2004 году поддержавший оппозицию "Рустави-2", как считается, сыграл существенную роль в победе "грузинского майдана" (впоследствии телеканал стал лояльным по отношению к новой власти). В ноябре 2007 года в эфире "Имеди" шли сюжеты, обличавшие руководство Грузии и сопровождавшиеся надписью "Не боюсь!" (один из лозунгов оппозиции). А выступления Саакашвили телеканал сопровождал надписью "Он лжет!".
Но повторить успех "Рустави-2" "Имеди" не удалось. Власти Грузии, неоднократно обвинявшие телеканал в "подрывной деятельности", перестали церемониться 7 ноября, когда начался разгон "майдана". На журналиста "Имеди", который вел репортаж у здания парламента, напал спецназовец с криком "Вы собаки Бадри!". Вечером бойцы спецназа взяли здание телеканала штурмом. Они разгромили значительную часть аппаратуры, так что "Имеди" физически не мог выйти в эфир. Вслед за этим действие лицензии канала на вещание было приостановлено, а его имущество было арестовано судом.
В результате телеканал надолго пропал из эфира. Только в мае 2008 года он смог частично возобновить вещание (поначалу транслировались только развлекательные программы). Делать информационные выпуски оказалось просто некому: за время вынужденного простоя с "Имеди" ушли более ста сотрудников, в том числе ведущие журналисты (некоторые подались в политику - несколько человек, включая бывшего руководителя дирекции общественно-политических программ Георгия Таргамадзе, даже прошли в парламент на выборах 2008 года).
Телеканал постепенно восстанавливал работу. В сентябре в эфир вернулись выпуски новостей, а к концу года - и политические программы. В то же время остался спорным вопрос о том, кто является владельцем канала и, соответственно, о том, может ли "Имеди" вновь стать оппозиционным.
После смерти Бадри Патаркацишвили, который скончался в феврале 2008 года от сердечного приступа, ожидалось, что "Имеди", как и другое имущество покойного, достанется его вдове, Инне Гудавадзе. Семья Патаркацишвили неоднократно заявляла, что считает телеканал "народным достоянием", и обещала позаботиться о том, чтобы в его работе реализовывался принцип свободы слова.
Однако претензии на наследство неожиданно предъявил сводный брат покойного, гражданин США Джозеф Кей (ранее известный как Иосиф Какиашвили). Он объявил себя не только распорядителем наследства, но и новым хозяином телеканала "Имеди", который он, по собственным словам, купил "по абсолютно легитимной схеме".
Последнее утверждение многие подвергли сомнению. Вдова Патаркацишвили и представители оппозиции обвинили Кея в мошенничестве и сговоре с грузинскими властями, заинтересованными в том, чтобы получить контроль над оппозиционным медиа-ресурсом. Друг и деловой партнер Патаркацишвили Борис Березовский отметил, что "Имеди" был переоформлен на Кея в то время, когда активы Патаркацишвили в Грузии были заблокированы властями. Однако арестованные активы телекомпании, по словам Березовского, "были разморожены всего за час".
Позднее о подробностях сделки рассказал предприниматель Георгий Джаошвили, который был формальным владельцем "Имеди" и другом Бадри Патаркацишвили. Джаошвили, по информации Civil Georgia, владел 70 процентами акций в компании JMG, которой принадлежали 65 процентов компании I-Media. Последняя, в свою очередь, была основателем "Имеди" и владельцем 100 процентов акций телекомпании. Предприниматель также занимал пост председателя наблюдательного совета I-Media.
По словам Джаошвили, в феврале 2008 года власти заставили его передать акции Джозефу Кею. Бизнесмен рассказал, что спустя неделю после смерти Патаркацишвили с ним связался Кей, заявивший, что имеет право на управление наследством. Затем некие представители силовых структур отвели Джаошвили к нотариусу и вынудили подписать документы о продаже "Имеди". Они также потребовали, чтобы он "добровольно ушел в отставку с поста председателя наблюдательного совета". "Меня подвергли психологическому давлению, так что я был вынужден подписать бумаги", - заявил Джаошвили. Адвокаты Кея в ответ заявили, что Джаошвили "не может считаться добросовестным свидетелем".
Спустя некоторое время о давлении на него заявил и деловой партнер Патаркацишвили Ираклий Рухадзе (он руководил компанией Salford Georgia, управлявшей активами Патаркацишвили в Грузии). По его словам, власти требовали от него, чтобы он уговорил Инну Гудавадзе передать основную часть наследства Джозефу Кею и отказаться от борьбы за "Имеди". С этими требованиями, как сообщил Рухадзе, к нему обращались мэр Тбилиси Гиги Угулава, а также министр обороны Грузии Давид Кезерашвили. Бизнесмен также заявил, что взрыв его автомашины, который произошел в Тбилиси 24 июня 2008 года, был "предупреждением".
Вдова Патаркацишвили пытается оспорить претензии Джозефа Кея в судах. Пока она не добилась особых успехов. Правда, юристы Гудавадзе получили заключение американского судебного эксперта Гаса Лесневича, которое свидетельствует не в пользу Кея. Эксперт сравнил 82 образца подписи Патаркацишвили с теми подписями, которые стоят на документах о наследстве, представленных сводным братом покойного. В итоге Лесневич пришел к выводу, что подписи на этих бумагах подделаны. Однако ответчика это не смутило: напротив, Кей, обратившийся в тбилисский суд, добился решения, в соответствии с которым он был признан исполнителем завещания.
Получив телекомпанию "Имеди", Джозеф Кей сразу заявил, что политики там больше не будет. "Это будет чисто информационный канал, которым я буду руководить", - сказал он. Руководству радиостанции "Имеди", которая досталась бизнесмену вместе с телекомпанией, Кей объяснил, что журналисты не должны раздражать руководство страны, а их репортажи должны "отличаться объективным плюсом в пользу властей". Вскоре после этого заявления гендиректор радио "Имеди" Ираклий Херетели и директор по вещанию Нона Кандиашвили были уволены.
Руководство Грузии позиция нового владельца, очевидно, устраивала. С одной стороны, телеканал, за преследование которого грузинские власти подверглись критике международного сообщества, формально возобновил работу. С другой стороны, новый хозяин дал понять, что угрозы для руководства страны "Имеди" представлять не будет.
Впрочем, информационную политику телеканала, по неофициальным данным, теперь определял не только Кей. В начале 2009 года тележурналист Алеко Элисашвили, который ведет программу "Барьер" на оппозиционном грузинском телеканале "Кавкасиа", заявил, что работу "Имеди" контролирует лично мэр Тбилиси, один из лидеров правящей в Грузии партии "Единое национальное движение" Гиги Угулава. "У меня есть точная и проверенная информация, что Угулава каждый вечер совещается с руководством телекомпании и решает, что будет выходить в эфир. Он лично осуществляет цензуру, решает, какой комментарий можно пустить в эфир, а какой нет", - сообщил журналист.
Источники этой информации Элисашвили назвать отказался, отметив, что готов раскрыть их только после того, "как у власти в стране не будет Гиги Угулавы и людей, подобных ему". По словам журналиста, контролируя "Имеди", мэр Тбилиси преследует две цели: пытается улучшить имидж власти, а также обеспечить самому себе хороший пиар.
Остается вопрос о том, зачем в сложившейся ситуации понадобилось продавать "Имеди". Объяснение Кея выглядит вполне логичным: в условиях кризиса понадобились деньги, и он, мол, решил избавиться от проблемного актива. "Бизнес-проекты, которыми я занимаюсь, нуждаются в дополнительном финансировании. Поэтому я принял это решение", - объяснил он.
Впрочем, эта причина, очевидно, была не единственной. Грузинская газета "Версия", например, предположила, что таким образом Джозеф Кей решил подстраховаться на тот случай, если Борис Березовский, который оспаривает его права на наследство, добьется успеха в суде. Напомним, что в споре о наследстве Березовский встал на сторону семьи Патаркацишвили, поддержав ее в борьбе против Кея, которого он назвал мошенником и самозванцем. А недавно в британских СМИ появилась информация, что он и сам претендует на часть имущества покойного. Ранее Березовский заявлял, что готов "через суд защищать свои имущественные права, включая права в телекомпании "Имеди". Теперь, когда компанию получил иностранный инвестор, родственникам Патаркацишвили (и Березовскому, если он также претендует на этот актив), очевидно, будет сложнее доказать свои права на нее.
Кей и представители RAK Georgia, выступавшие на пресс-конференции 25 февраля, уверяли, что от смены собственника "Имеди" только выиграет. Прежний владелец заявил, что компания теперь получит необходимые финансовые ресурсы, которые позволят ей "вернуть лидерство, которое она имела ранее". В свою очередь, представитель RAK Georgia Марк Монем выразил мнение, что обильное финансирование позволит "Имеди" придерживаться "непредвзятой и объективной редакционной политики".
Можно предположить, что сделка по продаже "Имеди" совершена с ведома грузинских властей. Rakeen и связанные с ней компании давно работают в Грузии, владеют значительными активами в этой стране. По мнению грузинского экономиста Ираклия Шавишвили, арабский инвестор пользуется поддержкой руководства Грузии. Кстати, в начале 2009 года грузинская оппозиция заявила, что одно из подразделений RAK Georgia Holding - компания Euro Oil - контролируется главой МВД Грузии Вано Мерабишвили. В арабской компании эту информацию опровергли.
В любом случае, грузинские власти, очевидно, достаточно доверяют арабскому инвестору, чтобы он стал хозяином телеканала в преддверии весенних акций протеста, которые намерена организовать грузинская оппозиция. Даже если при новом владельце "Имеди" вернет часть былой оппозиционности, то рупором "майдана", который грозят устроить противники Саакашвили, точно не станет.
P.S. Семья Патаркацишвили, комментируя продажу "Имеди", заявила, что продолжит бороться за телеканал в судах. Родственники покойного бизнесмена заявили, что не считают арабского инвестора добросовестным приобретателем, поскольку "Имеди", по их словам, была фактически "конфискована" властями. В их заявлении утверждается, что руководство Грузии действует в сговоре с Джозефом Кеем, желая "заставить "Имеди" замолчать".