Культура
19:29, 2 марта 2009

Ложка китайского дегтя Китайский коллекционер отказался платить за приобретенные на аукционе предметы

Китайский коллекционер Цай Минчао, купивший 25 февраля на аукционе Christie's бронзовые головы крысы и кролика XVIII века, неделю спустя неожиданно заявил, что не может за них заплатить. В опубликованном 2 марта заявлении Цай в качестве объяснения своему поступку сказал: "Уверен, ни один китаец не стал бы бездействовать в такой ситуации…".

"Такая ситуация" возникла, когда правительству Китая стало известно о том, что аукционный дом Christie's собирается выставить на торги два предмета, вывезенных европейцами в середине XIX века из пекинского летнего дворца императора Цяньлуна (1736-1795). Бронзовые головы кролика и крысы были частью клепсидры, украшенной изображениями двенадцати животных восточного зодиака. Пять изображений сейчас хранятся в Пекине, местонахождение еще пяти неизвестно. Скульптуры были выставлены на торги вместе с другими предметами, принадлежавшими покойному кутюрье Иву Сен-Лорану и его партнеру Пьеру Берже.

По мнению властей КНР, эти скульптуры являются национальным достоянием, которое было похищено европейцами у китайского народа. Требование Пекина вернуть произведения искусства на родину было проигнорировано. Китайским юристам не удалось запретить их продажу. Одновременно с этим негосударственный фонд The National Treasure Funds of China (NTFC), занимающийся возвращением культурных ценностей Китая, попытался организовать сбор средств для выкупа предметов, но и это начинание не увенчалось успехом.

Изображение императора Цяньлуна. Иллюстрация пользователя Gryffindor с сайта wikipedia.org
Lenta.ru

Накануне торгов Пьер Берже заявил о готовности передать бронзовые головы крысы и кролика властям КНР при условии, что китайцы будут соблюдать права человека в Тибете и примут Далай-ламу. На такое предложение обиженный представитель китайского МИДа мог ответить только отказом. Что он и сделал.

Торги, на которых была выставлена коллекция Ив Сен-Лорана и Пьера Берже, прошли с 23 по 25 февраля в Париже. Их результат превзошел самые смелые ожидания: в условиях экономического кризиса на аукционе были поставлены пять мировых рекордов, в том числе рекорд на частную коллекцию и рекорд на торги изделиями из серебра. 16 лотов были проданы более чем за пять миллионов евро каждый, а 61 лот - более чем за миллион евро.

Скульптуры из дворца императора Цяньлуна за 31,5 миллиона евро приобрел анонимный покупатель.

На фоне общего подъема от итогов торгов заявление КНР о том, что продажа "национального достояния" ухудшит отношения между Китаем и Christie's, почти не было услышано. Последовавшее осуждение аукционного дома со стороны знаменитого гонконгского киноактера Джеки Чана также заинтересовало только СМИ.

Летний дворец императора Цяньлуна. Фото пользователя Simm с сайта wikipedia.org
Lenta.ru

Ложка дегтя всплыла в этой бочке меда 2 марта - китайский коллекционер Цай Минчао опубликовал заявление, в котором признался в приобретении скульптур и тут же объявил, что не может заплатить за свои приобретения. Причин своего отказа он раскрывать не стал.

Вслед за заявлением Цая появилось сообщение от вице-президента фонда NTFC Ню Сяньфэна, в котором он назвал произошедшее "экстраординарным методом в экстраординарной ситуации, позволившим прекратить торги". Если прибавить к этому факт, что Цай Минчао сотрудничает с фондом NTFC в качестве эксперта, то невольно напрашивается вывод о заранее спланированной акции.

Тем не менее, Ню Сяньфэн сделал намек на то, что, возможно, "покупатель" все-таки заплатит за приобретенные лоты. "Ведь период оплаты еще не закончился, так что пока ничего неизвестно", - сказал вице-президент NTFC.

Представители аукционного дома Christie's, для которых такие игры стали неожиданностью, предпочитают хранить молчание. Скорее всего, они дожидаются окончания семидневного периода, в течение которого покупатель имеет право заплатить за приобретенный лот, после чего и сделают заявление.

Трудно сказать, даст ли такой маневр китайским ревнителям национального искусства какую-нибудь ощутимую выгоду, но, по крайней мере, потомки знаменитого военного стратега Сунь Цзы выиграли время, а время, как известно, - деньги.

< Назад в рубрику