Россия
15:19, 4 марта 2009

Плохие парни В саратовской колонии "отрицательные" заключенные побили "положительных"

В исправительной колонии № 33 города Саратова произошли массовые беспорядки. Около сотни заключенных нарушили режим учреждения и затеяли драку, сопровождавшуюся порчей имущества колонии. Как выяснилось, зачинщиками тюремного бунта стали зэки из отряда, сформированного из вич-инфицированных рецидивистов.

Волнения в саратовской колонии начались вечером 2 марта, примерно в 21:45, то есть незадолго до отбоя. Как сообщает газета ″Известия-Саратов″, группа заключенных проникла на территорию так называемого отряда карантина - там содержатся вновь прибывшие осужденные.

Эта территория огорожена забором с запертыми на электрический замок воротами, однако взбунтовавшиеся зэки взломали замок и забрались в здание отряда. Там они затеяли драку с местными обитателями, а также разгромили жилые помещения. По словам начальника Управления ФСИН по Саратовской области Леонида Шостака, заключенные ломали мебель, выбивали стекла, портили отделку комнат. Не пощадили бунтовщики даже рыбок, разбив находившийся на попечении отряда аквариум.

Количество заключенных, принявших участие в беспорядках, оценивается в 80-100 человек. Во ФСИН полагают, что около 30-40 из них можно считать зачинщиками. Сотрудникам колонии удалось достаточно быстро изолировать жертв нападения от агрессивно настроенных зэков, а также предотвратить распространение волнений на всю колонию, в которой содержатся в общей сложности более 1,5 тысяч человек.

Отметим, что обошлось без жертв и, судя по всему, без серьезно раненных - по крайней мере, информация о таковых в СМИ не появлялась. Известно, что легкие травмы получили один сотрудник колонии, которого ударили палкой по плечу (по другим данным, в живот), и двое заключенных.

Первоначально сообщалось, что никаких конкретных требований взбунтовавшиеся заключенные не выдвигали. Леонид Шостак, прибывший в колонию вскоре после начала беспорядков и беседовавший с нарушителями порядка, назвал их поведение ″беспричинным актом вандализма и наглости″.

Впрочем, по данным саратовских ″Известий″, высокопоставленный чиновник прибыл в колонию именно по требованию бунтовщиков, которые хотели видеть его и представителей прокуратуры. После беседы с Шостаком заключенные разошлись. Он утверждает, что просто призвал их к порядку и объяснил незаконность их действий.

Впрочем, кое-какие предположения о причинах произошедшего сделать можно. Дело в том, что в карантинном отряде работают ″положительные″ заключенные, то есть те, кто соблюдает дисциплину и сотрудничает с администрацией. Они выполняют обязанности завхозов и дневальных, входят в штат колонии и получают зарплату.

А вот в отряде, устроившем беспорядки, числятся так называемые ″отрицательные″ зэки. Туда отсылают вич-инфицированных заключенных, причем тех из них, кто получил уже не первую судимость. Их, по некоторым данным, поддержали заключенные из штрафного отряда, в котором держат тех, кто систематически нарушает режим.

Таким образом, избиение сотрудничающих с властями осужденных могло быть актом запугивания или мести со стороны рецидивистов. В частности, есть данные, что бунтовщики мстили ″положительным″ за избиение двух своих товарищей.

К схожей версии склоняется и начальник саратовского управления ФСИН, полагающий, что причиной беспорядков в колонии является наличие в ней отряда для вич-инфицированных рецидивистов. "Эта категория тяжелая, по натуре очень агрессивно настроенная, — цитирует Шостака "Коммерсант". — К сожалению, распределить их по другим отрядам или перевести в другие учреждения ФСИН нельзя".

Как бы то ни было, руководство областного управления ФСИН приняло меры предосторожности, отправив в колонию № 33 дополнительно сто сотрудников. Следователи СКП РФ, в свою очередь, возбудили по факту беспорядков уголовное дело по статье 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества). Уже выявлены подозреваемые по этому делу.

Остается добавить, что волнения заключенных случались в саратовской колонии № 33 и раньше. Так, "Аргументы и факты" напоминают, что в ноябре 2008 года около 100 заключенных собрались у дежурной части колонии и потребовали переговоров с тюремным начальством области. По разным данным, причиной возмущения осужденных стало то ли плохое качество пищи, то ли избиение одного из них сотрудником колонии. Тогда администрация колонии ввела чрезвычайное положение и вызвала на подмогу подкрепление.

"Коммерсант" пишет, что в декабре 2007 года в этой же колонии 11 заключенных порезали себя бритвами. Эти люди были этапированы из Дагестана и требовали вернуть их на родину.

Саратовское информагентство "Взгляд-Инфо" отмечает, что колония № 33 вообще пользуется дурной славой в уголовном мире. В частности, президент Саратовского областного общественного фонда "Союз помощи заключенным и брошенным детям" Виктор Кайнов рассказал журналистам, что это образцово-показательная колония с очень жесткой дисциплиной. "Держат зону не "смотрящие" и "воры", а активисты и лагерное начальство. Поэтому они часто прибегают к силовым методам, а не выясняют по существу причину и недовольство заключенных".

Справедливости ради следует отметить, что саратовская колония № 33 - далеко не единственное учреждение системы исполнения наказаний, в котором происходят волнения и беспорядки. Более того, чрезвычайные ситуации, время от времени складывающиеся там, выглядят довольно невинно по сравнению с тем, что произошло, например, в самарской колонии строгого режима, где в сентябре 2008 года сокамерники заживо сожгли двух заключенных. Или с бунтом в кировоградской колонии для несовершеннолетних, во время которого погибли заключенный и охранник.

< Назад в рубрику