"Тройка Диалог", одна из старейших инвесткомпаний России, обзавелась южноафриканским акционером. Standard Bank, крупнейшая кредитная организация в Африке, договорилась о приобретении 33 процентов акций "Тройки". Взамен российская компания получит 200 миллионов долларов и включит в свою структуру российскую "дочку" Standard Bank. Еще в октябре 2008 года председатель совета директоров "Тройки" Рубен Варданян, который также является основным ее владельцем, обещал не продавать компанию. Ни целиком, ни по частям.
О том, что Standard Bank интересуется долей в "Тройке", стало известно в январе 2009 года. Тогда источники газеты "Ведомости" сообщали, что деньги Standard Bank необходимы "Тройке" для рефинансирования долгов. Иностранцы оценили долю в "Тройке" в 150-200 миллионов долларов. Таким образом, вся "Тройка Диалог" стоила, по данным источников издания, около 500 миллионов долларов.
Однако Standard Bank косвенно оценил сделку с компанией Варданяна в большую сумму. В пресс-релизе "Тройки" говорится, что южноафриканский банк передаст компании свою российскую дочернюю структуру, которая будет работать под брендом принадлежащего "Тройке" банка "Тройка Диалог". В результате капитал объединенного банка составит 850 миллионов долларов, что позволит ему войти в двадцатку крупнейших российских кредитных организаций по объему капитала.
Газета "Коммерсант" пишет, что после одобрения сделки регуляторами структура группы "Тройка Диалог" будет выглядеть следующим образом: коммерческий банк, управляющая, брокерская компания и фирма, управляющая фондами Troika Capital Partners. При этом два представителя Standard Bank войдут в совет директоров "Тройки", который будет состоять из шести человек.
Акционерами этой группы будут Standard Bank Group (33 процента) и топ-менеджеры "Тройки" во главе с Варданяном - всего 109 партнеров (около 66 процентов акций). Пока непонятно, как в результате сделки распределятся доли акционеров "Тройки". Считается, что Варданяну ранее принадлежало более 60 процентов акций тройки. Сохранил ли он контрольный пакет в компании, неизвестно.
В "Тройке Диалог" утверждают, что альянс со Standard Bank понадобился компании вовсе не из-за ее долга, составляющего 130 миллионов долларов. Эти средства, которые компания получила в кредит в 2008 году от синдиката из 12 банков, "Тройка" должна выплатить летом 2009 года. Одним из участников синдиката является Standard Bank. Ему "Тройка" должна около 20 миллионов долларов.
Слухи о появлении нового акционера у "Тройки" ходили с 2006 года. В начале 2007 года Варданян рассказывал, что прекратил переговоры о продаже компании, которую инвесторы тогда оценивали в 2,5–3 миллиарда долларов. В частности, к "Тройке" приценивались американский JP Morgan, японский Nomura и швейцарский банк Credit Suisse.
Напомним, что в сентябре 2008 года независимости лишилась еще одна крупная российская инвесткомпания. Миллиардер Михаил Прохоров выкупил у владельцев долю (50 процентов минус одна акция) в инвестиционной компании "Ренессанс капитал" за 500 миллионов долларов.
Осень 2008 года вообще была неудачной для российских инвестбанкиров. Тогда, к примеру, "КИТ Финанс", еще один российский инвестиционный банк, перешел в руки новых собственников. Ими стали алмазодобывающая компания "АЛРОСА" и "Российские железные дороги". Покупка "КИТ Финанса" обошлась им в символическую сумму - 100 рублей. Банк оказался на грани банкротства в середине сентября, когда стало ясно, что он не может исполнять свои текущие обязательства. Тогда же агентство Reuters сообщило, что долю в "Тройке Диалог" может приобрести Сбербанк России. Однако Варданян и топ-менеджмент Сбербанка опровергли эту информацию.
Еще в 2006 году менеджеры "Тройки" выкупили 5 процентов ее акций у последнего внешнего акционера - швейцарского фонда Hansa AG. С тех пор компания сохраняла свою независимость от иностранных инвесторов. Однако из-за кризиса, который прежде всего ударил по финансовым компаниям, объемы бинеса "Тройки" сильно сократились. Лично Варданяна кризис также затронул. По итогам 2008 года бизнесмен занял 105 место в рейтинге рублевых российских миллиардеров журнала "Финанс" с состоянием в 0,3 миллиарда долларов. За год Варданян потерял в рейтинге 26 позиций, а его личное состояние уменьшилось на 1,2 миллиарда долларов.
"Мне захотелось всем доказать, что российский инвестиционный банк должен быть в России. Это такой вызов себе и всем", - заявлял в свое время Варданян, поясняя, почему он не продал компанию. Не вышло.