Суд над жителем Швейцарии Хельгом Згарби продлился всего один день. Обвиняемый признал себя виновным в шантаже и вымогательстве и был приговорен к шести годам лишения свободы. Сравнительно немного: в соответствии с совершенными преступлениями он мог получить все пятнадцать.
Любовницы Хельга Згарби называли его "Джеймсом Бондом" - за обходительность, привлекательную внешность и таинственную атмосферу, которой он себя окружал. Згарби говорил, что является специальным представителем Швейцарии в горячих точках – ведет секретные переговоры, помогает освобождать заложников. Между тем, работа у него была действительно опасная, хотя и не настолько романтичная – он профессиональный жиголо и мошенник со стажем.
Впервые Хельг Згарби попал в поле зрения полиции в 2001 году. Тогда он сумел убедить 83-летнюю графиню Верену дю Паскье-Гобель в том, что питает к ней страстную любовь, посылая ей букеты цветов. Затем он предложил "возлюбленной" прихватить крупную сумму и бежать с ним, несмотря на полувековую разницу в возрасте. А потом попросил у нее денег под предлогом, что ему необходимо откупиться от родственников жертвы устроенной им же автокатастрофы: якобы сбитая им девочка оказалась дочерью одного из главарей итальянской мафии. Старушка заплатила, но потом заподозрила неладное и подала на него в суд. Правда, впоследствии она отказалась от иска, а в 2002 году умерла.
Зато другие пожилые жертвы жиголо живы, и некоторые из них свидетельствовали против него в суде. Среди них дама, которая влезла в долги, потому что заплатила Згарби 1,5 миллиона евро. Сама женщина была уверена, что платит таинственным вымогателям-мафиози, которые шантажируют и ее, и любовника видеозаписями их интимных свиданий. Хельг Згарби сказал своей 64-летней пассии, что записал их встречи на видеокамеру, чтобы они помогали ему скрашивать периоды разлуки.
Большая часть историй не стала достоянием прессы, пока того не пожелали сами жертвы вымогателя. Он не рассказывал о своих аферах даже следователям, утверждая, что щадит репутацию женщин, а они сами не признавались в романе с ним, пока не узнали, что не одиноки. Зато потом с готовностью рассказали в суде об уловках, к которым он прибегал, уже не боясь публичного порицания. Одна из жертв - богатая немка Кристина Вейер - и вовсе явилась на судебное заседание с мужем.
В начале марта в немецкой газете "Бильд" появилась история богатой предпринимательницы Урсулы Б., владеющей крупной компанией в индустрии моды. 50-летняя женщина познакомилась со Згарби в июне 2007 года в дорогой гостинице неподалеку от Инсбрука. Уже в июле под предлогом разборок с криминальными родственниками погибшей в автокатастрофе девочки Урсула Б. передала для любовника крупную сумму, а потом он исчез. Кстати, следователи подозревают, что опасная профессия была выдумана Хельгом Згарби в том числе и для того, чтобы дамы не беспокоились по поводу его частых и неожиданных отлучек. А чтобы сообщение об автокатастрофе не проверяли через местную прессу, он рассказывал, что история произошла в США. Женщине даже в голову не пришло разыскивать любовника: он был вне подозрений, поскольку выглядел совершенно не заинтересованным в материальных благах.
Как выяснилось позже, он оставил подругу для того, чтобы заняться более перспективным проектом. Раз за разом Згарби убеждался, что его обаяние действует не только на престарелых и пожилых дам, но и на женщин среднего возраста. Поэтому следующей жертвой он выбрал почти ровесницу: самая богатая женщина Германии, совладелица концерна BMW Сюзанна Клаттен всего на пару лет старше мошенника. По версии The Independent, они встретились в 2006 году, однако в большинстве изданий сообщается, что Згарби познакомился с Клаттен в июле 2007 года, примерно за неделю до того, как он получил деньги от доверчивой Урсулы Б.
Тщательно спланированная Хельгом Згарби встреча произошла на дорогом австрийском оздоровительном курорте. Сюзанне Клаттен понравился начитанный и приятный в общении поклонник, однако изменять мужу добропорядочная мать троих детей не хотела. В августе они встретились вновь: Згарби нашел Клаттен на юге Франции, и в этот раз она не устояла. Вскоре после этого парочка встретилась в Holiday Inn в Мюнхене: там Сюзанна не опасалась случайно натолкнуться на знакомых, а Хельг и его сообщник могли без лишнего внимания со стороны обслуживающего персонала установить скрытые камеры. Потом последовали романтические свидания в Монте-Карло, а затем уже ставшая традиционной история про погибшего в катастрофе ребенка. Згарби сказал подруге, что у него вымогают десять миллионов евро: три ему удалось собрать, а где найти еще семь – он не знает. Естественно, она помогла ему.
Убедившись в силе чувств совладелицы автомобильной империи, мошенник предложил ей вместе начать жизнь с чистого листа: положить в фонд 290 миллионов евро и сбежать от мужа. Но то ли чувства миллионерши немного остыли, то ли она заподозрила неладное, но Сюзанна отказалась от предложения и разорвала отношения с любовником. Тогда Хельг начал шантажировать ее и даже прислал сделанные в Мюнхене фотографии. Сначала он просил 49 миллионов евро, потом согласился на 14 миллионов и установил крайний срок: 15 января. Осознав, в каком неприятном положении она оказалась, Клаттен открылась мужу и обратилась в полицию. Во время передачи денег Згарби был арестован.
В ходе расследования обнаружилось несколько любопытных деталей. Следователи допросили его итальянского сообщника, 63-летнего Эрнано Баретту, который в преступном тандеме отвечал за фото- и видеосъемку. Оказалось, что он сопровождал Згарби во всех поездках для свиданий с дамами и занимал соседние номера в гостиницах. Кроме того, у Баретты есть и собственная гостиница в итальянском регионе Абруццо. Местные жители рассказали журналистам, что у Баретты сомнительная репутация: он выдавал себя за пророка, устраивал в гостинице оргии и не гнушался предлагать женщинам оказывать ему услуги сексуального характера в обмен на бесплатные номера в гостинице. Поговаривали, что вокруг Баретты существовало что-то вроде секты, и соседи были уверены, что Згарби – один из его последователей.
Чтобы защищать Хельга Згарби в суде, был нанят известный адвокат Эгон Гейсс, выступавший в нескольких громких судебных процессах над нацистскими преступниками. Не без помощи Гейсса выяснилось, что шантаж Сюзанны Клаттен был местью Згарби за предков. Оказалось, что настоящая фамилия жиголо – Руссак, и в период Второй мировой войны на заводе BMW использовали рабский труд его родственников, польских евреев. Не исключено, впрочем, что версия родилась под влиянием показанного в Германии несколько лет назад фильма о сотрудничестве предков Сюзанны с нацистами.
Доказательства вины Згарби были достаточно убедительными, и обвинение настаивало на том, что он должен получить не меньше девяти лет. Гейсс, в свою очередь, утверждал, что с учетом чистосердечного признания и "благородных" мотивов его подзащитного можно ограничить наказание пятью годами. Згарби дали шесть, но если после выхода из тюрьмы он захочет продолжить карьеру жиголо, ему придется сменить внешность: фотографии обаятельного блондина в очках облетели все газеты.