В начале 2009 года высшим российским чиновникам пришлось неоднократно отвечать на "неудобные" вопросы о девальвации рубля, дефиците бюджета, сокращении ВВП и увеличении инфляции. Одни - например, министр финансов Алексей Кудрин и помощник президента Аркадий Дворкович – признали недостатки работы правительства. Другие же, в частности, премьер-министр Владимир Путин, показали, что во время кризиса не собираются публично говорить о минусах, предпочтя им перечисление заслуг руководства страны.
Встреча Владимира Путина с шахтерами в Новокузнецке 12 марта могла бы стать одной из десятков и сотен ничем не отличавшихся друг от друга встреч высших чиновников и "народа". Однако на ней Владимир Путин неожиданно для многих подвел своеобразные итоги работы правительства в период кризиса.
Несмотря на то, что новый бюджет на 2009 год еще не одобрен ни Госдумой, ни Советом Федерации, ни президентом, с февраля о его основных показателях чиновники говорят как о полноценном и вступившем в силу законе. Это стало возможным после того, как вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин рассказал об основных его параметрах: дефиците в восемь процентов ВВП, резком сокращении доходов и незначительном увеличении расходов.
Владимир Путин не прибавил к цифрам Кудрина ничего нового, однако по-своему расставил акценты. В частности, премьер-министр обратил внимание на то, что затраты правительства на антикризисные меры оцениваются в 4,5 процента от ВВП. Для сравнения Путин привел ситуацию в Японии, где аналогичный показатель составляет два процента. Это позволило премьер-министру сделать вывод: "антикризисный пакет у нас больше, чем где бы то ни было".
Какими данным руководствовался Путин при подсчете антикризисных трат Японии, не совсем понятно. Во всяком случае, в октябре правительство Японии объявило о поддержке экономики на 26,9 триллиона иен (297,8 миллиарда долларов), а потом к нему добавился еще и план на 23 триллиона иен (255 миллиардов долларов). Вместе это составляет более 550 миллиардов долларов, что эквивалентно приблизительно 12 процентам от ВВП Японии за 2007 год, переведенному в доллары с учетом паритета покупательной способности.
В абсолютных цифрах намного больше России потратят на кризис и другие развитые страны мира. Например, в США планов по поддержке экономики и банков было принято более чем на три триллиона долларов. Впрочем, в эту цифру входят и кредиты монетарных властей банкам, которые Путин в своих подсчетах не учитывал.
С учетом трат Центробанка на поддержание финансовых организаций в стране сумма вырастает до 12 процентов от ВВП. В 2009 году внутренний валовый продукт в России окажется, по прогнозам правительства, на уровне 44 триллионов рублей. Это означает, что всего на кризис Россия потратит около пяти триллионов рублей. Еще в конце декабря Владимир Путин заявлял, что только на поддержку российских банков правительство зарезервировало около девяти триллионов рублей, из которых четыре триллиона к тому времени уже были потрачены.
Все эти средства, по словам Путина, делают российскую антикризисную программу одной из лучших в мире. "Наши действия, если чем-то отличаются от действий других стран, то в лучшую сторону - масштабом социальных мероприятий", - отметил премьер-министр.
Если бы в 2009 году проводились выборы, можно было бы подумать, что Владимир Путин выступает с предвыборной речью. Во всяком случае, на деле "масштабы социальных мероприятий" в России пока не поражают размахом: безработица в условиях кризиса по-прежнему растет, причем выделение дополнительных средств на трудоустройство россиян дало пока лишь ограниченный эффект. Повышение же пособия по безработице до 4900 рублей все равно не выглядит достаточным: на такие деньги вряд ли можно прожить, учитывая инфляцию в 13-15 процентов.
С другой стороны, правительство еще в 2008 году одобрило снижение налога на прибыль, что должно было помочь развитию бизнеса. Однако в условиях кризиса для многих предпринимателей эта мера стала почти издевательством: в 2008 году они не только не получили никакой прибыли, но и ушли в минус.
В своей речи перед горняками Владимир Путин не забыл упомянуть и о трудностях в других государствах. В частности, под удар попали развитые страны мира. По словам премьер-министра, именно от них зависит, как быстро закончится мировой кризис. Пока же они не могут обеспечить спроса на многие российские товары, что и приводит к экономическим трудностям в России. Иными словами, пока спрос на металлы и нефть в Европе не вырастет, отечественная экономика будет продолжать страдать от кризиса.
Еще одной "жертвой" Путина стала Украина. По его словам, "Газпром" не стал требовать с Киева штрафов за недобор законтрактованного газа. Казалось бы, в этом можно усмотреть акт доброй воли, но украинские власти вряд ли обрадовались заявлению Путина. "Украина находится в предбанкротном состоянии, вы хорошо знаете, что нельзя партнера добивать", - отметил премьер-министр.
Любопытно, что еще в конце февраля премьер-министр Украины Юлия Тимошенко сравнила масштабы кризисов в России и на Украине и пришла к выводу, что в ее стране все не так уж и плохо. В частности, премьер-министр сообщила, что в России падение промышленного производства в январе 2009 года составило 19,9 процента по сравнению с декабрем, на Украине – 16,1 процента. От приведения другой статистики Тимошенко тогда воздержалась – по большинству остальных макроэкономических показателей, в том числе по динамике ВВП, инфляции и устойчивости валюты, в России ситуация пока лучше, чем на Украине.
В начале марта о своих взглядах на действия правительства рассказали и другие крупные чиновники. Отчитываться им пришлось не перед шахтерами, как Владимиру Путину, а перед западными журналистами.
Например, Алексей Кудрин в интервью телеканалу CNN признал, что за последние годы правительство слишком мало сделало для диверсификации экономики. Именно поэтому падение цен на нефть оказало на Россию столь масштабное влияние. Кроме того, по мнению министра финансов, правительство должно было тратить меньше средств, чтобы сохранить запасы в Резервном фонде.
Об ошибках правительства аккуратно рассказал и Аркадий Дворкович. В интервью The Wall Street Journal он отметил, что выделение огромных государственных кредитов крупным российским компаниям стоит воспринимать как единичные случаи. Теперь частному бизнесу предстоит самому искать средства для выплаты зарубежных долгов.
На этом фоне столь разнообразных оценок работы правительства особенно заметно, что о результатах деятельности чиновников пока молчит президент Дмитрий Медведев. Впрочем, почему так происходит, нужно скорее спрашивать у политологов, а не у экономистов.