Известие о том, что уже через полгода из нескольких британских аэропортов можно будет вылетать с любым количеством жидкости в ручной клади, обрадовало многих: ограничения на провоз жидкостей за два с половиной года успели стать главным источником стресса для пассажиров.
Вскоре пассажиры будут избавлены от необходимости во время ночных рейсов вызывать стюардессу, чтобы выпить стакан воды, вспоминать, какой тюбик крема для рук можно взять в дорогу, и упаковывать детское питание в пакеты. Благодарить за это следует техников, усовершенствовавших сканеры в британских аэропортах. Хотя каждый из новых приборов обойдется в 100 тысяч фунтов стерлингов (137,5 тысяч долларов США), затраты стоят комфорта: теперь потенциально опасные жидкости будут определяться сканером.
Правда, объявлять о планах во всеуслышанье власти не торопятся. Если пассажир уверен, что правила уже изменились, а в аэропорту новые сканеры еще не установлены – конфликта не избежать. С этим сотрудники служб безопасности уже столкнулись, когда пытались объяснить нововведения возмущенным путешественникам в 2006 году.
Через несколько дней уровень угрозы снизили, а вместе с ним немного смягчили ограничения. Электронные приборы разрешили проносить в пластиковых пакетах, размер допускаемых в ручной клади сумок сильно уменьшен, и жидкости оставались запрещены. Так как по версии спецслужб целью террористов были самолеты, направлявшиеся в Нью-Йорк, Вашингтон, Лос-Анджелес, Чикаго и Бостон, американцы тоже ввели серьезные меры безопасности. Впрочем, иногда они переходили границу разумного: в августе 2006 года в нью-йоркском аэропорту JFK можно было увидеть пассажиров, сражающихся со службой безопасности за право взять с собой в 10-часовой трансатлантический перелет тюбик зубной пасты.
К ноябрю паника улеглась, и были разработаны более-менее разумные правила. Пассажирам разрешили брать с собой косметические средства, продукты питания и другие необходимые жидкости в емкостях не более 100 миллилитров. Таким образом, без жидкости для хранения контактных линз и освежителей для полости рта уже никто не оставался, только вот воспользоваться ими на борту было практически невозможно – запечатанные пакеты не разрешалось вскрывать в самолете.
Было много и других неудобств. В первую очередь они были связаны с покупками в магазинах беспошлинной торговли, где путешественники часто приобретают алкогольные напитки и парфюмерию. Чтобы аэропорты не теряли баснословные суммы, вводились специальные меры: покупки стали упаковывать в особые пакеты, кассиры в магазине записывали номер рейса, чтобы выдать купленные бутылки и склянки на входе в самолет. Только вот правила везде были разными, и многие пассажиры предпочитали просто "не связываться", что не лучшим образом сказалось на прибыли магазинов.
Кроме того, для проверки ручной клади пришлось нанять дополнительных сотрудников. В британских аэропортах пассажирам стали выдавать пластиковые пакетики установленного размера для емкостей с жидкостями. Это вызвало возмущение защитников окружающей среды: в последние годы многие магазины отказываются от целлофановых пакетов, заменяя их более экологичными бумажными и предлагая клиентам ходить за покупками с холщовыми сумками. Правда, скандала не получилось. Защитники окружающей среды всегда называли самолеты самым вредным для атмосферы транспортным средством, так что дополнительные претензии оказались каплей в море.
В российских аэропортах аналогичные ограничения были введены только в мае 2007 года, но путешествовавшие в Европу и США россияне к этому моменту уже успели вкусить все прелести борьбы с терроризмом. Хотя из России в США и обратно можно хотя бы слетать, не упаковывая каждый флакончик в отдельный пакет.
Зато по прошествии некоторого времени специалисты усомнились в эффективности предлагаемых мер безопасности. Так, были проведены многочисленные эксперименты, из которых стало ясно, что если на рейс зарегистрируются пять-шесть единомышленников, то они могу взять с собой маленькие бутылочки с химикатами и при точном соблюдении инструкции изготовить "жидкую бомбу" прямо на борту самолета. Более того, опасность представляет не только взрыв, способный повредить обшивку самолета, но и пожар на борту, который можно устроить при помощи гораздо меньшего количества вещества. При нескольких возгораниях в разных участках салона только слаженные и профессиональные действия экипажа могут предотвратить трагедию.
Перспектива отказа британских аэропортов от ограничений на провоз жидкостей может стать первым проблеском здравого смысла. Возможно, после этого и Евросоюз решит положиться на аппаратуру нового поколения и тщательную проверку сведений о пассажирах, после чего пронести в самолет ингредиенты для "жидкой взрывчатки" будет не проще, чем взять с собой в полет автомат и ручную гранату.