Рекламная кампания Resident Evil 5 проходит под слоганом Fear You Can't Forget, что на русский язык переводится как "Страх, который вы не можете забыть". Мысль, по сути, верная. Как геймеры смогут забыть то, чего они не видели и чего в игре попросту нет? В Resident Evil 4 еще присутствовали моменты, которые заставляли игрока если не вздрагивать от каждого шороха, то хотя бы чувствовать себя неуютно. В пятой части от всего этого не осталось и следа. И нельзя сказать, что это пошло новой игре на пользу.
Когда пытаешься рассказать, что же представляет собой RE5, очень сложно обойтись без сравнений с четвертым эпизодом сериала. Потому как разработчики решили оставить заложенную в этом проекте игровую схему, ограничившись лишь незначительными коррективами. Однако здесь стоит отметить, что Синдзи Миками (Shinji Mikami), создатель RE4 в частности, а также всего сериала в целом, понимал, что он хочет получить в конечном итоге и для чего нужен тот или иной элемент геймплея. В команде, которой руководит продюсер Дзюн Такэути (Jun Takeuchi), во всех этих тонкостях разбираться не стали. Или, возможно, не поняли, что для создания отличной игры одним лишь копированием старых идей не обойтись.
В результате Resident Evil 5 застряла где-то на пути между хоррором и экшном. Для ужастика - уже давно не страшно, для хорошего боевика - все еще медленно и неудобно. Ранние части RE действительно пугали на таком, довольно примитивном уровне. Выпрыгнет неожиданно зомби из-за угла - тут уж инстинктивно дернешься. В RE4 было просто неприятно оставаться один на один с толпой довольно умных противников. В пятом эпизоде остались только не слишком изобретательные зомби и сопливые монстры со щупальцами, которые уже перестали вызывать даже отвращение.
Новая игра начинается с того, что Крис Рэдфилд, вступивший в ряды организации Bioterrorism Security Assessment Alliance (BSAA), приезжает в одно из африканских государств, где его встречает девушка Шева Аломар, служащая в местном подразделении BSAA. Минут через десять после знакомства они уже вместе отстреливаются от местных жителей, по непонятной причине сошедших с ума. Естественно, ответственные напарники решают выяснить, кто же стоит за африканскими беспорядками. Раскрывать все сюжетные перипетии нет никакого смысла. Добавим лишь, что во время своего путешествия главный герой встретит парочку старых знакомых, в том числе и демонического Альберта Вескера, о котором разработчики рассказали задолго до отправки новой игры в печать.
Еще во время прохождения демо-версии казалось, что разработчики создали не самостоятельную игру, а эдакое дополнение к Resident Evil 4 в высоком разрешении. В финальной версии RE5 ничего не изменилось. Схема управления, анимация, звуки, некоторые встречающиеся на пути объекты и враги - все это напоминает о предыдущей игре.
Чтобы кардинально изменить игровой процесс, разработчики добавили в игру напарницу. Шева в Resident Evil 5 - не просто важный для сюжета персонаж, но и верный помощник в бою. Опасения, оставшиеся еще со времен демо-версии, подтвердились. Виртуальная девушка старается не мешаться под ногами, метко стреляет и готова отдать Крису последнюю упаковку патронов, но при этом остается безмозглым чурбаном. Она время от времени застревает в проходах, бездумно расходует аптечки, заслоняет обзор и погибает почти на ровном месте.
За все пятнадцать часов, потребовавшихся для прохождения RE5, Шева ни разу не использовала гранату, хотя располагавших к тому ситуаций было немало. В одном из эпизодов героиня наотрез отказывалась подбирать патроны, лежавшие там, куда могла добраться только она. В отличие от Prince of Persia, где второй персонаж был жизненно необходим, в новой Resident Evil толку от помощника немного. Когда это становится очевидно, то приходится просто звать другого геймера, который взял бы на себя управление девушкой, или вооружать Шеву электрической дубинкой и использовать ее исключительно для переноски дополнительных боеприпасов и лекарств.
Последнее весьма разумно, так как создатели Resident Evil 5 сильно урезали количество предметов, которые персонаж может носить с собой. В инвентаре теперь лишь девять слотов, которые моментально заполняются оружием и патронами. Интересно, что игра не останавливается, когда игрок хочет выбрать какой-нибудь предмет. Стоит замешкаться, копаясь в инвентаре, как на Криса тут же нападают несколько зомби. Ситуацию спасает то, что оружие можно "повесить" на крестовину - это позволит не выходить в меню каждый раз, когда требуется, к примеру, поменять пистолет на дробовик.
К слову, оружие в новой игре похоже на то, что геймеры использовали в четвертой части. Есть различные пистолеты, револьверы, автоматы, дробовики и снайперские винтовки. Все это, естественно, можно "прокачать", увеличив наносимый урон или скорость перезарядки. Можно также взять мощную ракетницу или гранатомет, если ситуация будет совсем критической. Во время схваток с некоторыми боссами игроку позволяют пошалить с огнеметом или устройством, похожим на Hammer of Dawn из Gears of War. Есть в Resident Evil 5 и техника. Можно покататься на лодке, как в четвертой части сериала. Можно прокатиться по саванне на военном автомобиле, отстреливая из установленной на нем турели врагов на мотоциклах и грузовиках, как еще в полусотне шутеров.
Раз уж мы упомянули Gears of War, стоит отметить и то, что в RE5 персонаж может активно использовать укрытия, как герои шутера от Epic Games. Когда во второй половине игры появляются чернокожие автоматчики, без этой способности просто не обойтись. Но в целом прохождение новой игры на среднем уровне сложности вряд ли вызовет какие-то трудности. За исключением нескольких врагов, способных убивать с одного удара, достойных противников в Resident Evil 5 практически нет. Даже с боссами можно легко расправиться в одиночку.
Загадки в новой RE также практически отсутствуют. О том, что геймерам нужно покрутить какие-нибудь загогулины для продвижения вперед, разработчики вспоминают лишь к середине игры, разом выдают три этажа с несложными головоломками, и благополучно забывают о них. Вообще они частенько используют элементы геймплея, которые в контексте новой игры смотрятся просто бесполезно. И наоборот. Например, умение баррикадировать двери или выпрыгивать в окна теперь практически не используется. То же самое и с возможностью отталкивать и приставлять лестницы, с помощью которых можно забраться куда-нибудь повыше.
Некоторые интересные элементы и вовсе исчезли. Желтых кустиков в игре нет, так что увеличить линейку здоровья не получится. Нельзя и комбинировать найденные сокровища, чтобы получить за них больше денег. Впрочем, почти все основное оружие можно найти просто во время прохождения игры, так что недостатка в финансах игрок не испытывает.
Прочитав все это, геймеры могут решить, что Resident Evil 5 - не очень хорошая игра. И будут неправы. Это весьма красивый, очень зрелищный боевик, который можно с удовольствием пройти как минимум пару раз. Видно, что Такэути и его команда приложили немало усилий, чтобы их проект выглядел достойно на фоне предшественника. Увы, идеи, которые несколько лет назад позволили RE4 завоевать любовь огромной армии поклонников, уже не производят такого впечатления, как раньше. По этой причине знакомым с предыдущей игрой геймерам RE5 может показаться чересчур упрощенной и вторичной. Однако если по каким-то причинам вы пропустили четвертую часть, то на пятую обратить внимание нужно обязательно. Ведь Resident Evil 6, если верить разработчикам, будет создаваться уже с чистого листа.