К обострению мирового финансового кризиса в 2008 году крупнейшие корпоративные конфликты в России, казалось бы, закончились миром. Так, осенью помирились акционеры "Норильского никеля" и, кроме того, главные богачи страны Олег Дерипаска, Михаил Прохоров и Владимир Потанин. Тогда же "мировую" заключили британские и российские совладельцы ТНК-ВР. Годом ранее претензии друг к другу сняли акционеры "Вымпелкома". Но только чтобы вновь начать разбирательства в начале 2009 года.
Конфликт акционеров "Вымпелкома" (торговая марка "Билайн") считается одним из самых старых в крупном российском бизнесе. Норвежская Telenor и российская Altimo, представляющая интересы "Альфа-групп" (обеим компаниям принадлежит более блокпакета акций "Вымпелкома"), ссорятся друг с другом с 2005 года. Поводом, который, впрочем, давно уже забыли обе стороны, стал выход российского оператора на украинский рынок.
В 2007 году, после двух лет разбирательств, Telenor и "Альфа-групп" вроде бы помирились: норвежцы согласились с тем, что у "Вымпелкома" будет дочернее предприятие на Украине, хотя ранее считали это нецелесообразным. Уже тогда было понятно, что мир окажется шатким: в Telenor специально отметили, что не намерены отказываться от исков к "Альфе-групп" , по которым суд еще не принял решения.
Российские акционеры в стороне от судебных процессов не остались. Правда, добиваться многомиллиардных компенсаций от Telenor стала не Altimo, а компания Farimex, миноритарный акционер "Вымпелкома". В общей сложности Farimex принадлежит 0,002 процента акций российского сотового оператора. В Telenor уверены, что за Farimex стоит именно Altimo, однако та эти заявления уже неоднократно опровергала.
У Farimex получилось почти невозможное: к февралю 2009 года она через апелляционный суд Омска добилась от норвежцев компенсации "Вымпелкому" в размере 1,728 миллиарда долларов. Эти средства, как посчитали в Farimex, сотовый оператор недополучил в результате отсрочки выхода на украинский рынок.
Решение суда оказалось весьма спорным, и было раскритиковано многими российскими юристами. В частности, им показались сомнительными подсчеты экспертов, согласно которым "Вымпелком" недополучил от выхода на украинский рынок именно 1,7 миллиарда долларов. Впрочем, в Altimo газете "Коммерсант" сразу же заявили, что считают решение суда логичным, отказавшись от дальнейших комментариев.
В Telenor, наоборот, сочли решение суда неправомерным и отметили, что не будут платить ни доллара из требуемой Farimex суммы. Кроме того, норвежцы пообещали, что подадут апелляцию, как только это станет возможным, и задействовали тяжелую артиллерию в лице министра торговли и промышленности Норвегии Сильвии Брустад. Она должна написать письмо вице-премьеру России Виктору Зубкову с просьбой разобраться в трудностях Telenor.
У Норвегии есть чем надавить на российские власти: в случае, если Telenor придется платить штраф или расстаться с акциями "Вымпелкома", норвежцы могут подать в международный суд на Россию. Это положение предусмотрено двухсторонним соглашением "О взаимной защите и поощрении капиталовложений" от октября 1995 года.
Пока все идет к тому, что конфликт действительно скоро превратится в международный. Дело в том, что 12 марта судебные приставы арестовали 29,9 процента акций "Вымпелкома", принадлежащие Telenor. Это было сделано в качестве обеспечительной меры по иску Farimex. В миноритарном акционере "Вымпелкома" уже заявили, что не требовали ареста, однако он был проведен в рамках российского законодательства.
Арест не означает, что Telenor не может управлять своей частью "Вымпелкома". Тем не менее, продать этот пакет или передать ее другой компании норвежцы пока не могут. По данным Telenor, арест стоит воспринимать "как очередную попытку украсть" (цитата по газете "Ведомости") пакет акций в "Вымпелкоме".
Пока норвежцы разбираются с российским правосудием, компания "Альфа-групп" должна в срочном порядке урегулировать конфликт с Федеральным судом Южного округа Нью-Йорка. Американский суд наказал "Альфу" за то, что она не исполнила прежние решения нью-йоркского арбитража.
Согласно новым требованиям суда, основному акционеру "Вымпелкома" предстоит выплачивать штраф в 100 тысяч долларов ежедневно, если он не выполнит ряд условий по управлению "Киевстаром", украинским сотовым оператором, вокруг которого и разгорелся конфликт Telenor и "Альфа-групп".
Сумма штрафа будет удваиваться через каждые 30 дней. Это означает, что к концу года российской компании предстоит выплатить астрономическую сумму в 12,4 миллиарда долларов. Еще столько же "Альфе-групп" может понадобиться, если компания не выполнит до 23 марта еще одного требования: российской организации необходимо добиться прекращения судебного процесса на Украине, приведшего к аресту пакета "Альфы" в "Киевстаре". Как это можно сделать, в суде не уточнили, поэтому Altimo будет настаивать на отмене данного требования.
К 23 марта Altimo должна также либо продать пакет акций "Киевстара", либо существенно сократить свои доли в других операторах – УНТ и Turkcell. Требования эти заведомо невыполнимы – основной акционер "Вымпелкома", наверняка, не хочет терять свой бизнес за рубежом. Однако и огромный штраф компания платить не в состоянии. Для сравнения, капитализация всего "Вымпелкома" оценивается на Ню-Йоркской бирже менее чем в 5,5 миллиарда долларов.
В Altimo уверены, что Telenor через американский суд хочет добиться отбора у компании "Киевстара" и ареста активов по всему миру.
Если за Telenor уже согласилось вступиться норвежское правительство, то вот кто будет помогать "Альфе" пока неясно. С одной стороны, у компании всегда были относительно хорошие связи с чиновниками. Достаточно вспомнить, что именно "Альфа-групп" в числе весьма ограниченного круга компаний получила от ВЭБа многомиллиардный кредит в конце 2008 года. С другой стороны, лоббистский ресурс "Альфе-групп" весной 2009 года может понадобиться не для разборок с Telenor, а со структурами Олега Дерипаски – к ним структуры "Альфа-групп" уже подали десятки исков с требованием вернуть долги.
Конфликт акционеров "Вымпелкома" дошел уже до той стадии, что сторонам надо в срочном порядке договариваться – либо расходиться, либо начать, наконец, работать вместе. В противном случае и российские, и норвежские акционеры могут потерять значительные средства, а вместе с ними - и долю на сотовом рынке России и СНГ.