Российские власти основательно подготовились к апрельскому саммиту "Большой двадцатки" (G20) в Лондоне, за две недели до него представив свою программу реформирования мировой финансовой системы. Вынеся ее на всеобщее обсуждение, Кремль как бы раскрыл карты, показав, что готов добиваться реализации собственных планов в открытую. К тому же теперь, если реформа мировой финансовой системы провалится, Россия с полным правом будет говорить, что она в этом не виновата.
"Апрельские тезисы" российской власти опубликованы на сайте Кремля. Их авторство не указано, однако при первом же прочтении становится ясно, что многие мысли из этого документа уже не раз высказывали отечественные чиновники самого высокого уровня.
В частности, о реформировании мировой финансовой системы за время своего президентства довольно много говорил Дмитрий Медведев. Его риторика была, в основном, антиамериканской: президент называл доллар "международной проблемой", а сами США упрекал в "подставе" на мировом финансовом рынке. Кроме того, в июне президент отмечал, что реальные возможности США не соответствуют той позиции, которую эта страна занимает в мировой экономике.
Дмитрию Медведеву вторил и премьер-министр Владимир Путин. По его мнению, высказанному в октябре 2008 года, американские чиновники оказались не способны принять адекватные решения для борьбы с кризисом. "Это уже не безответственность конкретных лиц, а безответственность системы, которая претендовала, как известно, на лидерство", - заключил тогда Владимир Путин.
В новой программе Кремля антиамериканские идеи чиновников также отразились. Выражены они одной из главных тем всего документа: необходимостью децентрализации мировой финансовой системы.
На обсуждение на саммите "Большой двадцатки" Россия вынесла восемь основных тезисов, предваренных введением и перечислением направлений, по которым необходимо реформировать мировую финансовую систему прежде всего.
Во введении Россия предлагает отказаться от стандартных подходов решения проблем и требует от стран, входящих в "Большую двадцатку", решительных действий. В частности, российские чиновники предлагают после апрельского саммита созвать международную конференцию, которая бы продолжила дело, начатое на заседаниях руководителей стран G20. Где Россия хотела бы провести такую конференцию, в программе не указано, хотя, скорее всего, российские чиновники будут настаивать на Москве или Санкт-Петербурге: проведение подобной конференции в России могло бы значительно повысить статус страны в мировом сообществе.
Среди направлений реформирования мировой системы, которые Россия считает основными, в документе отмечается повышение легитимности международных институтов (в первую очередь, МВФ и Всемирного банка), создание системы резервных валют и финансовых центров, формирование новой системы управления рынками и создание системы стимулов для рационального поведения инвесторов на финансовых рынках. Последнее направление выглядит особенно непонятным: в рыночной экономике единственным критерием для "рационального поведения инвестора" является выгода, которую он может получить.
Первый же тезис России наверняка вызовет большие споры и вряд ли будет принят в том виде, в котором его предлагает Кремль. По данным отечественных чиновников, в первую очередь необходимо разработать международные стандарты в области макроэкономической и бюджетной политики. Насколько подобные договоры являются условными, видно хотя бы из выполнения Маастрихтских соглашений в ЕС в условиях кризиса.
Маастрихтские соглашения определяют основы макроэкономической политики стран еврозоны. Однако в условиях кризиса большинство крупных государств ЕС выйдет за рамки, установленные договором – в частности, по дефициту бюджета. При этом европейские чиновники уже заявили, что не будут наказывать страны, нарушившие данный пункт соглашения.
Вторым тезисом Кремля является стимулирование внутреннего спроса в период кризиса и снижение влияния финансовых институтов на ход экономического цикла. В этом же пункте Россия предлагает регуляторам крупных экономик ограничить "короткие продажи" и маржинальные сделки на биржах. Это уже было предпринято внутри России и в некоторых других странах мира в начале кризиса на фондовых рынках в 2008 году.
Третий тезис – один из самых интересных. В нем Кремль предлагает разработать международное соглашение, определяющее стандарты регулирования и надзора в финансовом секторе во всем мире. Такому соглашению уже придумали название - Standard Universal Regulatory Framework (SURF). Оно, по мнению авторов документа, позволит избежать ситуации, когда из-за недостаточного регулирования в одной стране страдают другие (так произошло в ходе текущего кризиса, вызванного, в основном, обвалом ипотечного рынка в США).
Четвертый тезис еще интереснее – в нем Россия проводит свою заветную мысль о формировании цен в нескольких валютах, а не только в долларах и евро. По мысли авторов проекта, у мировой системы есть два пути: либо расширить перечень резервных валют и стимулировать создание региональных финансовых центров, либо создать новую наднациональную резервную валюту, которую будут выпускать глобальные финансовые институты.
Первый вариант поддерживается многими развивающимися странами мира - они хотели бы видеть свои валюты в перечне резервных. Однако глобальный кризис показал, что инвестировать в развивающиеся валюты в условиях повышенных рисков инвесторы пока не готовы – они предпочитают доллар и евро, сбрасывая со счетов и рубли, и латвийские латы, и польские злотые, и украинские гривны, и многие другие валюты, считавшиеся достаточно сильными.
Создание же мировой "супервалюты" – идея не только российская. Еще в феврале президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что необходимо ввести в оборот наднациональную валюту, которая необходима для достижения "акментализма": "мирового саморастущего богатства, основанного на бездефектной мировой валюте".
Столь кардинальное изменение мировой финансовой системы приведет и к изменению Международного валютного фонда – это пятый тезис России. Шестой тезис заключается в наращивании помощи бедным и развивающимся странам, а седьмой – в повышении финансовой грамотности населения.
Эти тезисы заслуживают лишь упоминания вскользь, потому что они не представляют собой ничего радикально нового и слишком уж интересного. Таким же малоинтересным оказался и последний: развитие энергоэффективности. В этом тезисе указывается, в частности, что необходимо добиться доверия между производителями, потребителями и транзитерами энергоресурсов. Эти слова хорошо выглядят только в теории: как Россия умеет договариваться с транзитерами газа, весь мир узнал в январе 2009 года, когда около 20 стран Европы по вине России и Украины остались без российского газа.
В целом предложения России являются смесью из прописных истин, хороших в теории, и действительно новых тезисов, которые отражают позицию не только России, но и многих развивающихся стран. В этом смысле "застолбить" за собой место представителя интересов других государств особенно важно: ведь если дело действительно дойдет до формирования многих резервных валют и региональных финансовых центров, Россия должна будет во что бы то ни стало получить свою сферу влияния. Учитывая, что в Азии есть Китай и Япония, а на Западе – Евросоюз, скорее всего, Россия рассчитывает все на те же бывшие советские республики.