Россия
21:16, 18 марта 2009

Интересный собеседник Ходорковский рассказал об отношении к Путину и Медведеву

18 марта издание "Собеседник" опубликовало интервью с бывшим главой "ЮКОСа" Михаилом Ходорковским. Он рассказывает о своем отношении к Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву, а также о том, чем будет заниматься, когда выйдет на свободу. Накануне в Хамовническом суде Москвы завершились предварительные слушания по второму делу Ходорковского и Лебедева.

Нынешнее интервью продолжает серию посланий, которые Михаилу Ходорковскому удается передавать в СМИ через адвокатов. Ранее уже были интервью Александру Проханову и Борису Акунину, несколько публикаций о "левом повороте", статья в The Sunday Times и еще некоторые обращения.

От вопроса об отношении к Владимиру Путину в интервью "Собеседнику" Ходорковский фактически уклонился, заметив лишь, что эти отношения "абсолютно взаимные". Вывод, однако, вполне очевиден - поскольку российский премьер явно не испытывает к экс-главе "ЮКОСа" особых симпатий, то и об ответной реакции можно догадаться. О Путине Ходорковский вообще уже отозвался в прошедшем времени - "был такой президент".

Интереснее отношение бывшего олигарха к Дмитрию Медведеву. По словам Ходорковского, он уважает его как легитимного президента. Такую позицию Ходорковский аргументировал вполне доходчиво: "'ЮКОС' он точно не грабил и нас с Платоном Лебедевым опасаться не может". Еще в интервью The Sunday Times в мае 2008 года экс-глава "ЮКОСа" заявил, что шаги, предпринятые Медведевым, "являются поводом к осторожному оптимизму".

Как пояснил тогда Михаил Борисович, исход его дела зависит от скорости реформы юридической системы, провести которую как раз и стремится новый президент. "В независимом суде только полный идиот примет дело, подобное моему, - говорил Ходорковский. - К сожалению, реформы не происходят в одночасье". На той же позиции самый известный российский заключенный, как видим, остался и теперь.

Прежнее мнение Ходорковский сохранил и относительно природы и мотивов уголовного преследования. Из слов бывшего олигарха следует, что объективному рассмотрению дела препятствует "мелкая нечисть", к рукам которой "прилипли крупные суммы" в ходе распродажи "ЮКОСа". Именно эти люди, по словам Ходорковского, пытаются убедить власть в опасности, которая якобы от него исходит. Громких имен на сей раз названо не было, да это и не нужно.

Игорь Сечин. Фото AFP
Lenta.ru

Имя главного "заказчика" дела "ЮКОСа" Ходорковский назвал давно. Еще в интервью Александру Проханову в сентябре 2005 года был упомянут Игорь Сечин, готовность которого "биться за чужие деньги" Михаил Борисович, по собственным словам, недооценил. А в прошлом году в статье в The Sunday Times Ходорковский прямо обвинил его в фабрикации дела. Никаких последствий это заявление не имело. С поста заместителя руководителя администрации президента Сечин в мае 2008 года благополучно перешел на должность вице-премьера. Видимо, убедившись в бесполезности подобных разоблачений, Ходорковский не стал упоминать эту фамилию вновь.

Ответ Ходорковского на вопрос о планах на то время, как он все-таки выйдет из тюрьмы, также не отличался особой новизной. Он заявил, что намерен заняться альтернативной энергетикой, "левым поворотом", а также поработать антикризисным менеджером. О необходимости развивать альтернативную энергетику он писал еще в ноябре 2008 года в статье "Левый поворот - 3". Заявление об антикризисном менеджменте лишено конкретики, не ясно, о чем тут речь. Вряд ли бывший олигарх в буквальном смысле наймется куда-то менеджером. По всей видимости, он имел в виду готовность давать рекомендации по выводу страны из кризиса.

Упоминание же "левого поворота" явно свидетельствует о том, что Ходорковский не отказался от плана заняться политикой. Этот "поворот" - его политическая программа, основу которой составляет идея воссоздания патерналистского государства, повышения социальных расходов для того, чтобы население страны наконец примирилось с итогами приватизации. А потом, успокоив народ, можно будет повернуть вправо.

В общем, ничего особо нового это интервью для понимания планов Ходорковского не дает. Его утверждение о том, что президент легитимен, также не ново - еще в интервью Акунину в октябре 2008 года он осудил либеральную оппозицию за нежелание сотрудничать с властью. О признании нелегитимными Госдумы и президента Медведева, что подразумевает невозможность сотрудничества с ними, говорилось в Хартии Национальной ассамблеи, принятой в мае 2008 года. Наиболее заметными участниками этой ассамблеи были лидер Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаров и бывший советник президента по экономике Андрей Илларионов. К идее нелегитимности российской власти склоняются также Михаил Касьянов и Борис Немцов, хотя Медведева они стараются особо не критиковать, надеясь на раскол в правящем тандеме. Однако новое интервью Ходорковского оппозиционных либералов все равно не порадует, поскольку единого фронта с бывшим главой "ЮКОСа" на базе непризнания политических реалий создать не получается.

Как видим, начало судебного разбирательства по второму делу пока не изменило позиции Ходорковского. Впрочем, и процесс развивается по уже знакомому пути. Опять Ходорковский называет обвинение абсурдным, утверждая, что ему приписывают хищение всей нефти "ЮКОСа" за шесть лет деятельности компании. Опять прокуроры сохраняют невозмутимый вид, а размышления журналистов и аналитиков снова идут по замкнутому кругу - нельзя было законно нажить миллиарды в "лихие 1990-е", но почему же тогда не судят остальных. И вот только срок Ходорковскому и Платону Лебедеву грозит уже иной. Если их действительно приговорят к 20 годам или чему-то подобному, то отношение к нынешней власти Ходорковскому, очевидно, придется пересмотреть.

< Назад в рубрику