В мартовском выпуске Лента.Ру оценивает новые альбомы ирландцев U2 и британцев The Prodigy, третий сольник Криса Корнела, свежие диски молодых российских групп Manicure, Punk TV и Rekevin, а также очередной ретроспективный сборник хитов канадской прогрессив-группы Rush.
Любить U2 в современном мире не модно; новое поколение меломанов почитает особым шиком презрение к самой титулованной ирландской группе всех времен. В вину великому и ужасному Боно можно заслуженно поставить его неуемную и всех доставшую активность по борьбе с голодом и бедностью на Земле. И не мудрено, ведь в искренность человека, призывающего делиться с нуждающимися, а самого одевающегося в костюм, на выручку от которого можно месяц кормить целую африканскую деревню, верится неохотно.
Можно попенять на самолюбование: перед выходом 12-го альбома U2 певец так громко проигрывал треки с будущего диска у себя дома, что соседи смогли их записать с воздуха и дать послушать всему миру посредством YouTube. Можно упрекнуть в жадности: видели бы вы, как Боно рассвирепел, когда узнал, что его альбом в прекрасном качестве слился в сеть по ошибке лейбла всего за 13 долларов. Вскоре, правда, лидер U2 самокритично заметил, что ему, видите ли, переплачивают, в связи с чем даже пообещал сделать билеты на концерты группы доступнее для поклонников.
Да, много еще чего гадкого можно высказать Боно в лицо, но критикам музыкальной составляющей U2, пожалуй, стоит промолчать, а в назидание послушать свежий "No Line on the Horizon". Нет, это не лучшая работа в дискографии ансамбля и не главный альбом 2009 года; это просто констатация факта, знак качества и профессионализма.
Возьмите хоть обрамленную величественной партией струнных "I'll Go Crazy If I Don't Go Crazy Tonight", в которой Боно трогательно восклицает "Детка, я знаю, что я не одинок", или дышащую полной грудью "Breathe", или заглавный эпик с отсутствующей линией горизонта. Послушайте, наконец, полностью соответствующую названию "Magnificent" с фирменными гитарным соло Эджа, плотным басом Адама Клейтона и акцентом Ларри Маллена-младшего на хай-хэте, отсылающие к нетленным "New Year's Day" и "Pride (In the Name of Love)". Ощущения от прослушивания не испортят даже занудная "Moment of Surrender", бесформенная "Get On Your Boots" и никудышная обложка.
В современном мире, пока новые поколения музыкантов усердно ищут себя, свой стиль, образ и единственно правильную ноту, U2 несут свое знамя с гордо поднятой головой – они свою ноту уже давно нашли.
Британская электронная легенда The Prodigy наконец-то очнулась от летаргического сна, в котором прибывала с конца 1990-х (альбом "Always Outnumbered, Never Outgunned" 2004 года позвольте в расчет не принимать, будем считать его сольником Лайама Хаулетта). Спустя 12 лет после эпохального диска "The Fat of the Land" идеолог группы Хаулетт вновь призвал своих коллег-вокалистов Кита Флинта и Максима (настоящее имя – Кит Палмер), и трио в лучших своих традициях вдарило "мастдаем по оккупантам".
Новая пластинка The Prodigy – это бальзам на душу всех тех, чьи музыкальные вкусы сформировались в 90-е годы, и одновременно обзорная экскурсия по местам боевой славы коллектива. На "Invaders Must Die" есть все, чем были богаты британцы в разные периоды своей карьеры: брейк-бит, электро-панк, джангл, техно и рейв (да-да, альбомы "Experience" 1992 года и "Music for the Jilted Generation" 1994 года тоже не забыты).
Самоповторы да цитаты из себя любимых слышны то тут, то там. Но иногда, как в данном случае, шутка бывает смешной и во второй раз. Да и ностальгия, видимо, накрыла.
Пост-панк шагает по планете и, наконец, дошагал до Москвы. В том смысле, что его стали не только слушать, но еще и активно играть. А лучше всех из играющих (ну или, по крайней мере, заметнее прочих) пока что Manicure – квартет из сестер Полины (гитара) и Анны (барабаны) Бутузовых и Евгения Новикова (вокал, гитара, синтезаторы) с Георгием Кушнаренко (бас) с дебютной одноименной пластинкой.
Несмотря на явный привет The Cure в названии (сами участники говорят, что маникюр - это лучшее средство от депрессии), не надо много ума, чтобы догадаться с первых же нот, что настольным диском для Manicure является "Unknown Pleasures" Joy Division (либо "Turn on the Bright Lights" Interpol). Отсюда нервные и пронзительные гитары, кертисовские интонации в вокале, холодная и отстраненная атмосфера.
Как водится, для успеха припасен и хит – "Another Girl", кстати, засветившийся уже в рекламе пива Miller, а также попавший на сборник "Future Sound of Russia", адресованный западной публике. Впрочем вопрос о будущем коллектива остается открытым. Схлынет мода на пост-панк, и все клоны Joy Division, коих и на Западе предостаточно, исчезнут в одночасье.
Кто-нибудь, пожалуйста, свяжите руки Тимбалэнду. Или законодательно запретите заниматься музыкой. Время этого продюсера, наплодившего уйму хитов для поп-звезд первого ранга, стремительно уходит. Видимо, напоследок он решил громко хлопнуть дверью и показать, как несложным маневром из рок-героя можно сделать заштатного поп-исполнителя.
А именно таковым на своем третьем сольном альбоме "Scream", заботливо испорченном Тимбалэндом, выглядит Крис Корнелл, бывший лидер Soundgarden и соперник Курта Кобейна, а позже заместитель Зака де ля Роки в Rage Against the Machine, ставшими по такому случаю Audioslave.
Зачем было врать про Pink Floyd, Queen и обещать какую-то психоделику, если в итоге все обернулось несложным осточертевшим электробитом? И неужели этот же голос звучал в "Black Hole Sun", "Spoonman", "Cochise" и "Be Yourself"?
На обложке "Scream" Корнелл показательно разбивает гитару. Ну что ж, Крис, дальше нам не по пути.
Трио Punk TV уже не первый год ходит во флагманах российского инди-рока, и если кто и достоин, например, носить титул "наш ответ New Order", то это, несомненно, они. Новосибирские самородки Алекс Кельман, Владимир Комаров и Константин Никонов научились настолько не по-здешнему профессионально и модно скрещивать рок с электроникой, что выглядят своими и на Западе, не теряясь в клубах Манчестера, в ротации радио BBC и в каталогах американских лейблов.
С момента своего стремительного дебюта в 2004 году Punk TV успели перебраться в Москву, записать три пластинки и заткнуть за пояс Happy Mondays на дне рождения русского Rolling Stone; Кельман влился в состав еще одного модного проекта Dsh! Dsh!, а его напарники продолжили параллельно творить в рамках коллектива Hot Zex.
Свежий релиз Punk TV, писавшийся урывками между гастролями в течение прошлого года, вышел довольно лаконичным (9 треков на 33 минуты 33 секунды), но не без стопроцентного хита – "Every Minute Is OK". "Loverdrive" убедительно подтверждает статус группы (сами музыканты считают его своим наиболее противоречивым и экспериментальным диском), однако, по сути, не добавляет новых штрихов к портрету группы. Разве что благодаря камео Шуры Би-2 (см. трек "Kometa") Punk TV впервые запели по-русски.
Замечательная группа Rekevin пользуется стабильной популярностью на клубном уровне в Москве и Санкт-Петербурге. В начале 2008 года коллектив с большим успехом презентовал свой дебютный альбом "A Peacock", а спустя год с небольшим выпустил второй диск "Nulukatuk". Свое вдохновение группа, в состав которой входят Тимофей Коршунов (клавиши), Яков Кривицкий (саунд-дизайн), Игорь Левицкий (гитара), Алексей Кочетков (бас), Игорь Бардашев (барабаны) и красавица-вокалистка Ксения Истенко, черпает из "интеллигентных" электронных стилей (трип-хоп, эйсид-джаз, даунтемпо), но при этом все играет живьем. Приверженность этим идеалам уже позволила Rekevin выступить на одной сцене с такими мэтрами как Massive Attack и Red Snapper.
В музыке Rekevin все находится на своих местах: аранжировки грамотны и красивы, партии инструментов отточены до совершенства, ничто не нарушает размеренность, нежность и меланхоличность композиции (оттого эта музыка так востребована в кофейнях и барах). Слушать Rekevin – сплошное удовольствие. Правда, все это еще в 1994-м сыграли и спели Portishead.
Последние два года канадское прогрессив-трио переживает какую-то уже, наверно, третью или четвертую по счету молодость. Группа, выпустившая свой первый альбом в 1974 году, в 2007-м записала великолепный диск "Snakes and Arrows", после которого отправилось в полугодичное турне. По его итогам был записан также крайне высоко оцененный критиками концертник с незамысловатым названием "Snakes and Arrows Live", а также одноименное видео. Все эти работы отметились в хит-парадах, но на этом группа не успокоилась и перед уходом на заслуженный (конечно же, временный) отдых выпустила сборник лучших вещей периода 1989-2008 годов, то есть за время, когда записывалась на Atlantic Records.
По сравнению с двумя предыдущими компиляциями из серии "Retrospective" нынешняя включает не только оригинальные записи с альбомов от "Presto" до "Snakes and Arrows", но и, что вообще не очень характерно для этих виртуозов из Торонто, ремиксы (не подумайте плохо – просто новые обработки) на песни "One Little Victory" и "Earthshine". Нашлось на диске место и концертной записи - "Ghost of a Chance" с альбома 1991 года "Roll the Bones". В целом альбом представляет особенный интерес, поскольку именно на 90-е пришлись самые тяжелые события в истории Rush - ударник и автор всех текстов Нейл Пиерт в середине указанного десятилетия потерял единственного ребенка, погибшего в автокатастрофе, и жену, скончавшуюся от рака. Одно время даже поговаривали о прекращении деятельности Rush, но к счастью для фанатов эти сообщения так и остались слухами.
Как заявил перед выходом "Retrospective 3" вокалист и бас-гитарист коллектива Гедди Ли, у Rush никогда не было и, по всей вероятности, не будет хитов в полном смысле этого слова. Однако маэстро Ли лукавит – только на описываемой компиляции содержатся девять песен, попавших в первую двадцатку хит-парада Billboard в категории "Mainstream Rock Tracks", из них две – "Dreamline" и "Stick it Out" - достигли в свое время первого места. Словом, диск должны оценить как ярые фанаты классического хард-прогрессив, так и те, кто с такого рода музыкой до сих пор по каким-то причинам знаком не был. Просто глоток свежего воздуха на фоне безликой, по большей части, пост-роковой сцены последних лет.
Диски предоставлены компаниями GALA Records и Universal Music