25 марта в американском штате Калифорния потерпел крушение многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor. Пилотировавший его летчик-испытатель компании Lockheed Martin погиб. Катастрофа произошла к северо-востоку от авиабазы Эдвардс, примерно в 10 утра по местному времени. С момента поступления истребителя на вооружение это первое крушение F-22, хотя на этапе испытаний также произошли две аварии. Но жертв тогда удалось избежать. Нынешняя катастрофа произошла совсем не вовремя - в ближайшие недели администрации Белого дома предстоит решить судьбу самого амбициозного и дорогостоящего проекта американского авиастроения.
Причины последнего крушения F-22 до сих пор остаются неясными, но, вероятно, уже в ближайшее время должна быть объявлена хотя бы предварительная версия. Пока же представители ВВС США отказываются называть даже цель полета, который выполнял истребитель.
Газета The Los Angeles Times, в частности, приводит слова официального представителя американских ВВС Винса Кинга, который заявил лишь то, что самолеты на авиабазе Эдвардс выполняют самые разные тестовые полеты, "начиная с испытаний структуры корпуса летательного аппарата, заканчивая проверкой авионики и компонентов радиоэлектронной борьбы".
По версии издания, среди вероятных причин катастрофы самолета могут быть названы ошибки конструкторов или обслуживавших самолет техников, а также человеческий фактор. Вину за произошедшее могут возложить и на погибшего летчика, хотя его опыт не вызывает сомнений.
49-летний Дэвид Кули более двадцати лет прослужил пилотом в американской авиации, а после увольнения в 2003 году стал летчиком-испытателем компании Lockheed Martin, которая производит новейший американский истребитель. Вместе с пилотами ВВС США он занимался испытаниями F-22 на авиабазе Эдвардс.
В официальном сообщении, которое было опубликовано на сайте воинской части в день катастрофы, сообщается, что "это очень трудный день для авиабазы Эдвардс и для всех, кто знал Дэйва как воина, летчика-испытателя и друга".
Руководство воинской части также предупреждает местных жителей о необходимости держаться подальше от места катастрофы, пока ее последствия не будут полностью ликвидированы, поскольку там могут находиться опасные взрывчатые материалы. Эту информацию косвенно подтверждает и The Los Angeles Times, отмечающая, что истребитель был полностью укомплектован вооружением.
О хронологии катастрофы также известно мало. Однако, как пишут в местной печати, истребитель упал в районе аварийной посадочной площадки для экспериментальных самолетов. После падения офицеры находившегося неподалеку калифорнийского дорожного патруля заметили дым и сообщили об этом своему руководству.
Полицейским посоветовали не приближаться к месту происшествия и пообещали послать туда спасательный вертолет. Затем пилот был доставлен в госпиталь города Викторвилль, однако спасти его не удалось.
Прошлая катастрофа F-22 Raptor произошла в штате Невада в 2004 году, еще до принятия самолета на вооружение американской армии, и имела менее трагические последствия. Пилоту удалось успешно катапультироваться, хотя сам истребитель был полностью разрушен.
После этого в США на две недели приостановили полеты F-22 для технического осмотра и анализа причин крушения. Последние официально не сообщались, однако, по данным печати, в ходе расследования технических дефектов выявлено не было.
В октябре 2007 года катастрофа могла произойти на авиабазе Эдвардс во время выполнения истребителем F-22 сложной фигуры пилотажа с полным комплектом вооружения на борту. Тогда, по данным Flightglobal, внезапно остановились оба двигателя самолета. Однако они "перезапустились еще до того, как пилот успел это заметить". Об инциденте узнали только на земле после осмотра самолета инженерами.
Самое первое происшествие было связано не с F-22, а с первым тестовым прототипом этого истребителя - YF-22. Самолет разбился в апреле 1992 года во время приземления на авиабазе Эдвардс, но пилоту также удалось катапультироваться. В тот раз, по оценкам экспертов, причиной происшествия стала так называемая "раскачка", которую не удалось предотвратить из-за ошибки программного обеспечения.
Примерно за год до этого, в апреле 1991 года, ВВС США объявили, что YF-22 стал победителем конкурса на разработку истребителя нового поколения (The Advanced Tactical Fighter) для американской армии. Его неудавшимся конкурентом был YF-23, который разрабатывала компания Northrop Grumman совместно с другими производителями. Всего было построено два экземпляра YF-23, которые теперь выставлены в американских музеях.
В последнее время проект F-22 Raptor переживает не лучшие времена. Существование самого продвинутого и дорогого американского истребителя, который, как утверждают некоторые эксперты, способен оставаться невидимым даже для лучших систем ПВО, с приходом новой администрации Белого дома оказалось под угрозой.
В 1980-е годы, во время гонки вооружений между СССР и США, американская армия рассчитывала приобрести до 750 таких истребителей. Сегодня же военные умерили свои потребности. Так, согласно последним заявлениям Пентагона, в дополнение к уже заказанным 183 истребителям они хотели бы получить еще около 60, чтобы общее их количество составляло 240-250 единиц.
Причины для этого есть. Во-первых, в нынешних условиях американцам попросту не нужно такое количество самолетов, а во-вторых, покупать значительную партию дорогих истребителей в условиях финансового кризиса было бы чересчур расточительно. К слову, как отмечают в печати, один F-22 обойдется бюджету примерно в 140 миллионов долларов, хотя некоторые источники называют куда большие цифры - до 300 миллионов.
Пока же администрация Барака Обамы почему-то медлит с решением о перспективах покупки F-22, да и сам военный бюджет США, по некоторым данным, вообще могут засекретить. Однако американские промышленники уже развернули целую кампанию в поддержку этого самолета, так как в продолжении его производства заинтересована не только Lockheed Martin, но и другие субконтракторы.
Наряду с рекламой в СМИ, производитель инициировал кампанию в интернете, создав сайт "Сохраним рабочие места производителей Raptor" (Preserve Raptor Jobs) (который, правда, на момент написания статьи был недоступен). С его помощью можно направить Бараку Обаме письмо со следующим призывом: "Прекращение программы F-22 будет иметь разрушительные последствия для нашей экономики и национальной безопасности".
Производители самолета делают ставку на то, что с прекращением выпуска истребителей Америка потеряет тысячи рабочих мест, которые сегодня как никогда важны. Впрочем, в пользу F-22 есть и другие аргументы.
Так, самым известным лоббистом Raptor считается австралийский аналитический центр Air Power Australia, который прославился рядом скандальных публикаций, критикующих экспортный вариант истребителя F-35 и расписывающий достоинства F-22.
Руководитель центра доктор Карло Копп, ученый и пилот-любитель, сравнив возможности ЗРС С-400 "Триумф" и американских истребителей, сделал вывод, что составить достойную конкуренцию новейшим российским средствам ПВО может только F-22, а F-35 станет для них легкой добычей.
В последней статье австралийский аналитик и вовсе заявил, что, предлагая своим давним стратегическим партнерам истребитель F-35 вместо F-22 Raptor, США уподобляются продавцу мотоциклов, который хочет предложить покупателю скутер с объемом двигателя в 50 кубических сантиметров.
В адрес Коппа и его соратников звучит немало критики. "Скандальные разоблачения" уже вызвали негативную реакцию со стороны американских военных, которая в итоге переросла в открытый "обмен любезностями" на страницах специализированных СМИ.
Многих удивляло, что на выпады Коппа ничего не ответил производитель самолетов. Но это вполне естественно. Оба истребителя являются детищами Lockheed Martin. Только если у F-35 уже есть гарантированный рынок сбыта, то с F-22 все сложнее. Их экспорт пока запрещен, а значит, отказ Пентагона от дальнейших контрактов будет означать крах проекта. Поэтому критика австралийцев американской корпорации даже на руку.
У других же экспертов "продвинутость" F-22 вызывает сомнения. Так, по мнению специалиста по национальной безопасности американского Института ближневосточной политики (The Institute for Near East Policy) Томаса Кримминса, заявление которого цитирует The Los Angeles Times, нельзя быть на сто процентов уверенным, что F-22 сможет противостоять даже более старому российскому комплексу С-300. Кримминс в прошлом - подполковник ВВС США, имеющий более 3000 часов налета и наверняка кое-что понимает в этом.
Последняя катастрофа американского истребителя стала еще одной, пускай и не самой значительной ложкой дегтя в истории амбициозного проекта. Неизвестно, как это происшествие повлияет на дальнейшую судьбу истребителя или отразится на мнении потенциальных покупателей, если Вашингтон все же решит одобрить экспорт F-22. Но в любом случае, какое-то объяснение производителю рано или поздно дать придется. Ведь в отличие от прошлых катастроф нынешнее крушение F-22 Raptor впервые привело к гибели человека.