На прошлой неделе Пентагон обнародовал очередной список контрактов с производителями вооружения и военной техники. В числе соглашений оборонные издания отметили одну, казалось бы, незначительную сделку - американская компания Aeronautical Radio Incorporated получила контракт на закупку в России и последующую поставку иракской армии 22 вертолетов Ми-17. Продажа отечественного вооружения Багдаду сегодня стала темой неоднозначной. Но все же нельзя не отметить, что Вашингтон, фактически оккупировавший иракский оружейный рынок, пока так и не смог найти замену этим легендарным российским "вертушкам".
Подробности грядущего контракта Пентагон не раскрывает, однако, согласно официальной информации, поставлять вертолеты будет Улан-Удэнский авиационный завод. Кроме этого машины пройдут модификацию на базе одной из воинских частей ВВС США в штате Джорджия, а также предприятии в Объединенных Арабских Эмиратах. Работы, подробности которых не сообщаются, должны завершиться до конца августа 2010 года. Стоимость одного Ми-17 должна составить 2,4 миллиона долларов с учетом последующей модернизации для нужд покупателя.
Вертолет Ми-17 является модернизированной экспортной модификацией Ми-8. На сегодняшний день, по данным еще одного производителя, Казанского вертолетного завода, выпущено более 11 тысяч вертолетов семейства Ми-8/Ми-17, которые поставлены в 80 стран. Универсальность и прекрасные летно-технические характеристики сделали их самыми распространенными вертолетами в мире.
Машины этого семейства, как отмечают в прессе, используются иракскими военными на протяжении десятилетий, хотя точных данных о том, сколько поставленных до 2003 года вертолетов сегодня находятся в боевом составе вооруженных сил Ирака, нет. Известно, однако, что в течение последних нескольких лет информация о поставках Россией вертолетов иракской армии появлялась в СМИ неоднократно. Москва такие факты нередко отрицала, хотя даже в интернете можно найти множество фотографий, подтверждающих наличие в Ираке новых российских вертолетов.
В 2007 году официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин в ответ на появившиеся в прессе публикации о поставках вертолетов заявил, что с учетом непрекращающегося в Ираке конфликта "военно-техническое сотрудничество с этой страной на данном этапе Россия не осуществляет". Но дипломат все же подчеркнул, что "в Москве рассматривают Ирак как традиционного партнера РФ на Ближнем Востоке". По его словам, "нас связывают с этой страной давние отношения в различных областях торгово-экономического сотрудничества".
Сегодня все поставки вооружения Багдаду осуществляются под негласным контролем США, из-за чего приоритет в таких сделках традиционно отдается американским же производителям. Грядущие планы по выводу коалиционных сил из Ирака заставили Вашингтон существенно активизировать эти процессы.
В 2008 году, по данным агентства АРМС-ТАСС, Ирак возглавил рейтинг стран-импортеров вооружения и военной техники по количеству заключенных контрактов. За год Багдад приобрел военную продукцию на 12,97 миллиарда долларов. Это примерно 12,83 процента от общемировых показателей. В 2004-2008 годах Ирак импортировал оружие на 19,176 миллиарда долларов, заняв 5 место в мире.
Доля рынка, которая выделяется для неамериканских производителей, остается минимальной. В частности, из 12,97 миллиарда долларов, которые в 2008 году Багдад потратил на оборонную продукцию, союзникам США досталось лишь 20 миллионов. При этом в основном учитываются "заслуги" страны-продавца в операции коалиционных сил на территории Ирака, хотя в современной истории военно-технического сотрудничества Ирака с другими странами все же есть и некоторые исключения.
В конце 2008 года Пентагон уже анонсировал серию контрактов на поставки вооружения и военной техники Багдаду, общая стоимость которой составит около 6 миллиардов долларов. В основном это танки, бронемашины, стрелковое оружие и самолеты, хотя в числе планирующейся к поставкам техники есть и вертолеты Bell 407.
Поставки 26 машин американцы намерены осуществить в ускоренном порядке, а также модифицировать их для использования дополнительного вооружения - пулеметов и управляемых ракет. Ранее США уже поставили Ираку небольшую партию вертолетов Bell UH-1H Iroquois и Bell 206 Jet Ranger. О том, намерены ли американцы продавать Багдаду военно-транспортные вертолеты Chinook, являющиеся альтернативой Ми-8/Ми-17, пока ничего неизвестно.
Небольшую долю на иракском оружейном рынке Вашингтон все же выделил другим государствам. К примеру, Франция получила контракт на поставку Багдаду 24 военно-транспортных вертолетов Eurocopter EC 635. Соответствующий контракт был подписан 25 марта в Париже министрами обороны двух стран. Первая оборонная сделка между Ираком и Францией с 1990 года оценивается в 360 миллионов евро. В рамках соглашения Франция также обучит иракских пилотов и обеспечит техническое обслуживание вертолетов.
Российская техника, судя по стоимости контрактов, обойдется иракскому бюджету несравнимо дешевле и, кроме этого, пилотам этой страны не придется переучиваться, поскольку вертолеты советской разработки используются в Ираке давно. Впрочем, по мнению военных аналитиков, у иракцев есть и другие мотивы для того, чтобы пока не отказываться от использования испытанной техники российского и советского производства.
В частности, весной 2006 года, по данным Strategy Page, Багдад получил первую партию аналогичных вертолетов. Кто именно был поставщиком этой продукции - Россия или же третья сторона, не уточняется. Однако, по данным источника, этот контракт стал первой с момента оккупации страны оборонной сделкой, заключенной по инициативе иракских военных без влияния коалиционных сил.
По сравнению с аналогичными зарубежными образцами российские Ми-17 отличаются большой грузоподъемностью, вместительностью и низкой ценой. Кроме этого, покупателей привлекает тот факт, что подготовка пилотов и механиков для российской техники обходится на порядок дешевле, чем для образцов военной техники других стран. А в некоторых случаях она даже не нужна, поскольку военные уже знакомы с аналогичными машинами.
Вертолеты семейства Ми-8/Ми-17 прекрасно зарекомендовали себя в условиях высоких температур, а также эксплуатации в высокогорной местности, хотя некоторые модификации машины ранее плохо переносили жару. В свое время советские Ми-8 считались "рабочими лошадками" войны в Афганистане, с которой во многом и связан боевой опыт этой машины. Именно он позволил специалистам провести удачную доработку.
Как отмечает портал "Русское вооружение", именно тяжелые афганские условия подтолкнули советских конструкторов к совершенствованию эксплуатационных характеристик машины. В частности, был улучшен запуск двигателей в жару и на большой высоте, хотя еще с 1973 года выпускался экспортный вариант вертолета для Сирии Ми-8ТС, предназначенный для сухого климата и предусматривавший такие режимы.
Кроме этого, по данным Airwar, с июня 1980 года Ми-8Т стали дорабатывать, усиливая вооружение и защищенность. Кабину экипажа вертолета прикрыли наружными пятимиллиметровыми бронеэкранами и внутренними бронелистами за сиденьями летчиков. На вертолет также установили пулеметы. По данным источника, только к началу 1980 года в составе 34-го смешанного авиакорпуса, приданного группировке в Афганистане, было около 110 вертолетов Ми-8.
Всего, по информации Московского вертолетного завода имени М. Л. Миля, разработано более 100 различных модификаций вертолетов Ми-8/Ми-17. В настоящее время конструкторы работают над созданием варианта глубокой модернизации вертолета Ми-8МТВ. Он предусматривает применение модернизированной силовой установки и несущей системы, а также современного оборудования.
Очевидно, что поставка Ираку российских вертолетов плохо вписывается в политику США по отношению к оккупированному государству. Вашингтон, вложивший немалые средства в эту войну, теперь стремится извлечь максимальные дивиденды из "иракского проекта". И это не только нефть, но и вооружение. О многом говорит, к примеру, тот факт, что за последние годы Багдад стал одним из главных покупателей американской оборонной продукции. Но, судя по всему, предпочтения самих же иракских военных в этих вопросах практически не учитываются.
Тем не менее, поставки вертолетов Ми-17 осуществляются по весьма странной схеме. Они будут проходить не напрямую, а под контролем американской компании. Модификация вертолетов также отчасти возложена на ВВС США.
Мотивы, вынудившие американцев обратиться к своему конкуренту, практически очевидны. С учетом грядущих планов по выводу иностранного контингента из Ирака, армию этой страны желательно привести в более-менее боеготовое состояние как можно быстрее и безболезненнее. Российские вертолеты обойдутся иракской казне в символические деньги по сравнению с американским вооружением, а тратить время на переучивание персонала, скорее всего, не придется.
Выгодный Вашингтону баланс на иракском оружейном рынке партия из 22 машин также не нарушит. Американцы уже сделали все возможное для того, чтобы с максимальной для себя выгодой оснастить "партнера" собственной продукцией за его же деньги. А значит, перспективы для американской оборонки гарантированы на многие годы вперед. Изменить эту монополию на иракском рынке вооружений будет сложно.