Саммит G20 в Лондоне, ко всеобщему удивлению, оказался весьма продуктивным и принес сразу несколько важных решений, которые должны повлиять на судьбу мировой финансовой сферы и экономики в целом. По сравнению с предыдущей встречей в Вашингтоне, результаты переговоров оказались вполне конкретными, и даже были названы точные суммы, посредством которых сильные мира сего намерены преодолеть "кризис столетия". Недовольные итогами саммита тоже нашлись - но они оказались за пределами политической элиты.
Одним из ключевых вопросов накануне встречи в Лондоне была проблема дополнительной государственной помощи мировой экономике. Обстановка усложнялась тем, что в последний месяц полтора некоторые экономические системы начали подавать "признаки жизни". В частности, позитивная статистика пришла из США, где увеличились объемы промышленных заказов и потребительские расходы, а также выросли продажи жилья. В Китае, в свою очередь, индекс промышленного производства впервые за полгода показал рост активности. Таким образом, сторонники триллионных государственных расходов могли бы праздновать успех - ведь их политика принесла плоды. Парадоксально, но то же самое могут сказать и более консервативно настроенные политики. Раз стимулы уже заработали, деньги нужно поберечь ради бюджетного баланса.
Тем не менее, политику стимулирования было решено продолжить, причем государства G20 пообещали выделить на эти средства сразу пять триллионов долларов до конца 2010 года. Осталось неясным, учитывает ли эта сумма уже предоставленную экономике помощь и будет ли она включать разнообразное скрытое стимулирование в виде всевозможных государственных гарантий и краткосрочных кредитов. Одна только ФРС США планирует выделить на эти цели в два с лишним раза больше, чем записано в итоговом коммюнике G20.
Под вопросом, впрочем, находятся и цели для госинвестиций. Хотя протекционизм единодушно осудили все участники встречи, на деле они обычно поступают совсем иначе. Американцы при реализации своего 800-миллиардного плана используют лозунг "покупай американское", французы выделяют преференции собственному автопрому вопреки политике ЕС и так далее. Как бы широкое применение стимулов в итоге не спровоцировало еще большую ссору среди мировых лидеров.
Характерно, однако, что на самом саммите обошлось без скандалов и конфликтов. Хотя они ожидались. К примеру, президент Франции Николя Саркози пообещал покинуть встречу, если на ней не будет достигнуто каких-либо конкретных результатов. Но по итогам разговора французский возмутитель спокойствия был вполне благодушен, признав, что форум превзошел все его ожидания.
Согласия удалось во многом достичь еще и потому, что участники обошли весьма скользкую тему новой мировой валюты. Ее наиболее активно продвигал накануне саммита Китай. КНР держит в американских долговых обязательствах более 740 миллиардов долларов и представители этой страны в последние дни выражали подчеркнутое недовольство финансовой политикой США, которая грозит эти вложения обесценить. Критике доллароцентричная картина мира подвергалась и в России, а Франция и Германия не раз поругивали "англосаксонскую" капиталистическую систему, характеризующуюся могуществом и высокой степенью свободы финансовых учреждений.
Аналитики, которые считали призывы Китая не более, чем элементом сложной политико-экономической комбинации, по всей видимости, были правы. А вот франко-германские претензии нашли свое отражение в итоговых документах саммита. Так, ведущие государства решили создать совет по финансовой стабильности, который будет участвовать в разработке новых правил работы финансовых институтов. Почти наверняка стоит ожидать усиления регулирования финансовых рынков. Одной из составляющих этой деятельности станут санкции против офшоров и других зон пониженного налогообложения, список которых уже любезно составила Организация по экономическому сотрудничеству и развитию.
Неудивительно, что на общем фоне удовлетворения от "судьбоносной" встречи начали раздаваться голоса и тех, кто окажется ущемленным при новом мировом финансовом порядке. Так, несколько представителей ведущих хедж-фондов заявили о том, что политики сделали их учреждения "козлами отпущения" и взвалили основную вину за возникновение глобального кризиса. Зато лидеры континентальной Европы были удовлетворены. "Это (усиление регулирования финансового сектора - прим. Лента.ру) именно то, чего я хотела, - заявила канцлер Германии Ангела Меркель. - Это победа здравого смысла".
Еще год назад Международный фонд никто не воспринимал всерьез. Репутация этого основанного в 1944 году мирового финансового института была серьезно подмочена крайне неудачными рекомендациями странам третьего мира по борьбе с локальными кризисами, а также забюрократизированностью. В развивающихся странах МВФ вызывал всеобщую ненависть, а в развитых его просто перестали видеть как значимый международный орган. В результате фонд, для иных являющийся средоточием темных сил глобализации, был вынужден буквально выпрашивать у государств средства на свое существование. Аппарат МВФ тоже решили сократить.
На лондонском саммите позиция фонда неожиданно резко улучшилась. Главы крупнейших экономик мира решили, что нет смысла создавать новые структуры для противодействию кризису, если есть уже давно проверенные бойцы. В итоге представители МВФ уехали из Лондона буквально купаясь в деньгах. 750 миллиардов долларов - такова сумма, которую фонду разрешено тратить на кредиты нуждающимся странам. 240 миллиардов из них уже гарантированы Китаем, Японией и странами Западной Европы. Итоговая же сумма, которой будет располагать фонд в скором времени, достигнет триллиона долларов, поскольку МВФ разрешили напечатать своей собственной квази-валюты - Special Drawing Rights (SDR) - на сумму 250 миллиардов долларов. Не остался обделенным и Всемирный банк, которому "подкинули" еще 100 миллиардов.
На пресс-конференции по результатам саммита директор-распорядитель фонда Доминик Стросс-Кан просто сиял от счастья. "Посмотрите на управление глобализационными процессами, посмотрите на ресурсы, выделяемые на борьбу с кризисом - МВФ присутствует почти во всех решениях G20. МВФ возвращается", - сказал он. И вовремя: совсем недавно Мексика запросила кредит на бесперецедентную сумму - 48 миллиардов долларов. С учетом того, сколько стран обратилось в фонд за помощью в последние полгода, никаких собственных средств у организации на удовлетворение их нужд не хватило бы.
Политические лидеры, с крайней опаской высказывавшиеся о перспективах саммита, который в предыдущий раз вчистую провалился, на сей раз не скрывали своего удовлетворения. Уже давно многосторонние встречи на таком уровне не завершались столь осмысленным набором договоренностей. Неудивительно, что Барак Обама оценил форум в Лондоне как "исторический". Впрочем, его значимость по-настоящему только предстоит оценить, поскольку принятые на нем решения еще не прошли обкатку реальной жизнью.
Следующая встреча в рамках G20 состоится в сентябре 2009 года в Нью-Йорке.