В понедельник, выступая с ежегодным отчетом в Госдуме, премьер-министр России Владимир Путин пообещал, что к 2011 году военнослужащие Минобороны и граждане, уволенные с военной службы, будут полностью обеспечены квартирами. Однако очевидно, что государству предстоит еще и наладить механизмы предоставления жилья, которые пока далеки от совершенства.
Прислали подкрепление
По данным Минобороны, на сегодняшний день 90,7 тысячи российских военнослужащих (в том числе 81,4 тысячи офицеров) нуждаются в постоянном жилье. В течение последних пяти лет военным ежегодно выделялось 13,8 тысячи квартир, в 2008 году - уже более 22 тысяч квартир. До конца этого года, несмотря на кризис, государство планирует обеспечить Минобороны почти 45 тысячами квартир. Значит, в следующем - 2010 году - придется выделить как минимум столько же, чтобы выполнить обещание и полностью решить жилищную проблему к 2011 году.
Кроме постоянного жилья для военных Министерству обороны требуется еще и так называемый служебный фонд. В сообщении на сайте министерства говорится, что сейчас фонд служебного жилья не только не увеличивается, но уменьшается с каждым годом. Это происходит потому, что ведомство не успевает вовремя переселять уволившихся из армии из служебных квартир — из за недостатка финансирования этот процесс затягивается на 6-7 лет вместо положенных по закону 3-х месяцев. В настоящее время только из закрытых военных городков нужно переселить на постоянные квартиры около 70 тысяч семей.
Сейчас фонд служебного жилья Минобороны составляет 98 тысяч квартир, а требуется около 450 тысяч. Премьер, отчитываясь перед Госдумой, заявил, что к 2012 году российские власти планируют полностью сформировать фонд служебного жилья для военных, однако конкретных цифр не назвал.
В марте советник министра обороны Екатерина Приезжева заявила, что ведомственная целевая программа "Реализация социальных гарантий военнослужащих, увольняемых с военной службы" на 2009-2011 годы оценивается в 113 миллиардов рублей. Деньги, по ее словам, будут взяты из трехлетнего бюджета Министерства обороны, на них в том числе будут приобретены 45 тысяч постоянных квартир, запланированные на 2009 год.
Отметим, что к программе обеспечения военных жильем активно подключилась Москва - необходимые военному ведомству 90 тысяч квартир к 2011 году должны будут построить в регионах московские застройщики. Об этом Минобороны официально договорилось со столичным правительством. Для обеих сторон такое сотрудничество выгодно: застройщики получат большой государственный заказ, а военные — жилье. Как рассказал газете "Ведомости" руководитель московского стройкомплекса Владимир Ресин, в программе будут участвовать все крупные строительные компании - "СУ-155", ГК ПИК, "Главстрой", ДСК-1, "Моспромстрой", "Мосстроймеханизация-5" (МСМ-5)".
Издание отмечает, что соглашение предусматривает несколько способов предоставления жилья. Компании будут строить жилье на участках Минобороны как подрядчики, строить на своих участках и просто продавать готовые квартиры по ценам, установленным Минрегионом. Руководитель управления госзаказа Минобороны Маргарита Андреева отметила, что квартиры будут покупаться на аукционах, причем на продажу будет выставлено только жилье, сданное в эксплуатацию.
Слабые стороны
Выделение денег на жилье — это только половина дела, важно еще и проследить, чтобы они были использованы по назначению. А к Минобороны нередко возникают вопросы по поводу использования бюджетных средств. Об одном из последних громких случаев, когда чиновники Минобороны подозревались в махинациях с деньгами, выделенными на жилье, СМИ писали в начале апреля. В марте Генпрокуратура РФ заинтересовалась строительством двух домов, которые Минобороны строило в поселке Нахабино Московской области. Как сообщил "Интерфакс", в ходе проверки документации выяснилось, что чиновники военного ведомства, отвечающие за строительство, заключали некие инвестиционные контракты, якобы необходимые для завершения стройки. В Генпрокуратуре отметили, что в результате "неэффективного распоряжения средствами" Минобороны лишилось 63 наиболее ликвидных квартир в возведенных домах, ущерб оценивается в 150 миллионов рублей.
Еще одна проблема заключается в несовершенстве механизмов предоставления жилья военным. Один из них — так называемая военная ипотека. Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" предусмотрено, что государство ежегодно перечисляет на именные накопительные счета военных деньги, которыми они могут воспользоваться, взяв ипотечный кредит на покупку жилья в одном из банков, участвующих в программе военной ипотеки. Эти кредиты выдаются по льготным процентным ставкам, обеспечиваются государственными гарантиями и погашаются за счет федерального бюджета.
В 2008 году размер суммы, ежегодно перечисляемой государством на именные накопительные счета военнослужащих, составлял 89,9 тысячи рублей. В 2009 году размер государственных отчислений будет увеличен до 168 тысяч рублей. По данным на 1 февраля 2009 года, участниками накопительно-ипотечной системы (НИС) уже являются 90 тысяч российских военнослужащих.
Но основной недостаток военной ипотеки заключается в том, что потратить накопления на покупку жилья смогут не все. Дело в том, что военнослужащие могут воспользоваться своими накоплениями только через три года после вступления в систему. Значит те, кто будет уволен из вооруженных сил до истечения трехлетнего срока, рискуют не получить средства со счетов НИС. По словам начальника федерального управления НИС Минобороны РФ генерал-майора Александра Рыльского, на которые ссылается "Газета" (GZT.ru), если офицер не дослужил до права вступления в ипотеку, деньги с его счета вернутся в бюджет.
Издание пишет, что офицеров и прапорщиков, которые при увольнении рискуют остаться без средств, накопленных по системе НИС, может оказаться немало. Потому что Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", вступивший в силу с 2005 года, действует лишь в течение четырех лет.
По подсчетам Минобороны, из подлежащих увольнению 115 тысяч человек жилья нет у 54 тысяч. Сколько из них участвует в НИС — точно не известно, но можно предположить, что их тоже несколько десятков тысяч. И в военном ведомстве еще не определились, как поступить с участниками программы.
Источник "Газеты" в Минобороны утверждает, что увольнять военных не станут, пока не истекут три года, положенных по закону о НИС - тогда военнослужащий сможет забрать накопленные деньги. А некоторые эксперты считают, что таких офицеров могут начать увольнять в первую очередь, выдав им государственные жилищные сертификаты (ГЖС).
Ценность сертификатов, надо сказать, тоже вызывает сомнения. По мнению того же источника из числа военных экспертов, на который ссылается издание, у ГЖС очень низкая покупательная способность. "Средневзвешенная цена одного квадратного метра по России в них 26,5 тысяч рублей, а по этим расценкам не купишь квартиру даже в городах средней величины", - отметил он.
Недостатки в системе обеспечения военнослужащих жильем в феврале выявила и Счетная палата РФ. Как сообщило агентство РИА Новости, в ходе проверок было установлено, что квартиры, полученные военными с помощью жилищных сертификатов в 2006-2007 году, имели недостаточную площадь - в среднем на 11 процентов меньше установленной социальными нормами обеспечения.
Члены коллегии Счетной палаты также выяснили, что многим военнослужащим для покупки квартир не хватало кредитов, выданных в рамках программы накопительного ипотечного кредитования — им приходилось доплачивать необходимую сумму из собственных сбережений. При этом 82 процента квартир было приобретено на вторичном рынке и более половины их них - в домах со сроком эксплуатации, превышающим 20 лет.
Существует еще одна проблема — правовая. Раньше жилье в крупных гарнизонах строило военное ведомство, ему и принадлежал этот жилой фонд. Если офицер переводился в другой гарнизон, освободившуюся квартиру отдавали бесквартирному очереднику. Как пишет "Российская газета", позднее Минобороны решило избавиться от "непрофильных активов" и передало жилые фонды (за исключением находящихся в закрытых военных городках) в собственность органам местного самоуправления. Проблема заключается в том, что местные власти, считая теперь жилплощадь своей, зачастую отказываются прописывать военных - в случаях, если передача жилья не подкреплялась никакими правовыми актами.
Обе стороны правы. Согласно Жилищному кодексу РФ (ст.49, п.4), чтобы предоставлять военнослужащим квартиры, местные власти должны быть наделены соответствующими полномочиями. А военные, в свою очередь, руководствуются Федеральным законом "О статусе военнослужащих", который закрепляет право на предоставление им жилья, освобожденного прежними сослуживцами.
Совершенно очевидно, что решение всех проблем, связанных с расселением военнослужащих, требует времени. С трудом верится, что государство уложится в запланированные сроки. А это значит, что для многих военных квартирный вопрос останется открытым и по истечении двух лет.