Запрещенная к показу реклама традиционно вызывает интерес у зрителей. Иногда компании специально добавляют в рекламу побольше двусмысленности или пошлости. Однако во всем мире реклама запрещается и по многим другим причинам: от жестокости и агрессивности до обмана потребителей и насмешек над церковью.
В последние недели информагентства активно сообщают о том, что в какой-либо стране чиновники запретили к показу ту или иную рекламу. Больше всего от внимания властей страдают британские рекламодатели, однако иногда достается и рекламе из других стран, в том числе и из России. "Лента.Ру" решила узнать, за что реклама может попасть под запрет.
Самая распространенная ошибка рекламодателей - неверные или бездоказательные утверждения. Например, власти Австралии в самом начале апреля предписали производителю безалкогольных напитков Coca-Cola убрать из своей рекламы заявление о том, что ее продукция не несет рисков для здоровья.
В рекламе, появившейся в австралийской прессе, американская компания утверждала, что Coca-Cola не вызывает ожирения и безвредна для зубов. Австралийцы потребовали от Coca-Cola опубликовать опровержение и разместить на сайте сводную таблицу, где "шипучка" сравнивается с кофе и чаем по содержанию кофеина.
В Великобритании в апреле запретили рекламную кампанию другого напитка. Жертвой чиновников стал гранатовый сок POM, который придумал слоган "Обмани смерть" (Cheat Death). На рекламу тут же пожаловались бдительные британцы - они утверждают, что она вводит потребителей в заблуждение, так как сок не позволяет обрести бессмертие!
Производитель сока счел, что британцы не поняли юмора. В компании пояснили, что потребители должны были воспринимать слоган в шутку.
В марте 2009 года на том же основании запретили и рекламу российской торговой сети "Эльдорадо". В магазинах сети в 2009 году появились данные о ценах в "М.Видео", конкуренте "Эльдорадо". Федеральная антимонопольная служба провела проверку корректности сравнения и пришла к выводу, что данные необходимо убрать.
Еще одним популярным поводом для запрета рекламы является излишняя жестокость роликов. На этом поприще отличился немецкий производитель автомобилей Volkswagen. Ролик компании, в котором менеджер Volkswagen несколько раз подрался со своими не то братьями-близнецами, не то двойниками, запретили к показу в Великобритании. Чиновники сочли его жестоким, хотя в ролике почти не содержится насилия. Во всяком случае, фильмы со Шварценеггером или Ван Даммом гораздо кровавее, чем динамично сделанный ролик Volkswagen.
Жестокость в рекламе не нравится и российским чиновникам. Вернее даже не чиновникам, а менеджерам телеканалов, которые не хотят пускать в эфир ролик о том, что надо соблюдать правила дорожного движения. По словам представителей ГИБДД, рекламу, сделанную агентством "Естественно", можно увидеть только на региональных каналах.
Ролики "Естественно" в весьма реалистической форме показывают, что может произойти при несоблюдении правил дорожного движения. Западные эксперты качество рекламы уже оценили: ролики агентства получили награды на фестивале Meribel Ad Festival.
Едва ли не больше запретов вызывает реклама, которая хоть как-то затрагивает тему религии. В начале 2009 года в Великобритании на городских автобусах был размещен текст следующего содержания: "По всей видимости, бога нет. Хватит беспокоиться, наслаждайся жизнью!" (There's probably no God. Now stop worrying and enjoy your life").
Религиозные британцы начали тут же бомбардировать жалобами Комитет рекламных стандартов Великобритании (Advertising Standards Authority, ASA), а некоторые даже отказывались входить в автобусы с такой рекламой. Кроме того, российская телекомпания "Русский час" в Великобритании расщедрилась и на 25 автобусах разместила рекламу "Бог есть. Не беспокойтесь. Наслаждайтесь жизнью!" (There IS God. Don't worry. Enjoy life!).
Чиновники отнеслись к обеим рекламам благосклонно - ни одна из них не была запрещена. В ASA сочли, что в рекламе выражается лишь мнение, поэтому она не нарушает рекламное законодательство.
Зато другую религиозную рекламу - постер вечеринки "Берсерк" в ночном клубе Club Fire в Ипсвиче - в ASA сочли незаконной. На постере изображен скончавшийся в 2005 году папа Римский Иоанн-Павел II в обнимку с танцующей в легком платьице женщиной и с бутылкой пива в руке.
Политические остроты в рекламе за последний месяц стали предметом для широкого обсуждения в двух случаях. Сначала вся Россия узнала о Екатеринбургском хладокомбинате, который использовал в рекламе своего мороженого образ мультипликационного персонажа, напоминающего президента США Барака Обаму. Кроме того, недовольство особо ярых противников расизма вызывал слоган хладокомбината "У всех на устах - Темное в белом!"
Вторая рекламная кампания была приурочена к двухлетию радиостанции BusinessFM. По замыслу компании, в Москве должны были развесить постеры с провокационными вопросами (например, сколько летом будет стоить доллар, сколько миллиардов дадут Дерипаске и даже сколько дней продержится правительство). Ответ на всех постерах один - 87,5FM.
Эту рекламную кампанию вроде бы запретили - об этом сообщил главный редактор портала BFM.Ru Антон Носик в своем Живом журнале. Тема, однако, продолжения не получила, а в апреле на улицах Москвы появилась реклама с текстом: "Разрешили: BusinessFM".
Если посмотреть все запрещенные ролики и постеры сразу, создается точно такое же ощущение, как и от просмотра разрешенной рекламы: часть из нее хочется посмотреть еще раз, а часть - поскорее забыть. Для последнего типа запрет является несомненным благом - только он может вызывать к ролику или постеру хоть какой-то интерес.