Россия
20:20, 10 апреля 2009

Концы в горы Убийство Руслана Ямадаева почти раскрыто

Андрей Кузнецов

Пришедшие в последние дни сообщения говорят о том, что следствию по делу об убийстве Героя России, бывшего депутата Госдумы Руслана Ямадаева удалось совершить прорыв. Под стражей оказались подозреваемые в организации этого преступления и его исполнители. Правоохранительные органы полагают, что та же группа наемных убийц причастна к покушению на банкира Александра Антонова.

Официальные заявления, как и полагается в таких случаях, скупы. Однако многочисленные утечки, организованные в основном младшим братом погибшего Исой Ямадаевым, позволяют восстановить картину преступления. Во всяком случае в том виде, какой она представляется Исе или какой он хотел бы ее представить.

В хронологическом порядке цепочка событий выглядит следующим образом. Вечером 24 сентября 2008 года "Мерседес", за рулем которого находился Руслан Ямадаев, остановился на красном сигнале светофора. На пассажирском сидении рядом с водителем сидел бывший военный комендант Чечни Сергей Кизюн. Он курил, и поэтому боковое стекло было опущено. Кстати, ранее тот факт, что стекло было опущено, был воспринят следствием, как признак того, что жертвы были знакомы с убийцей.

Покушавшийся счел момент подходящим для приведения своего умысла в исполнение. Он быстро подошел к машине, просунул орудие убийства (по одним данным, пистолет Стечкина с глушителем, по другим - пистолет-пулемет "Кедр") в приоткрытое окно и начал стрелять. Ямадаев был убит на месте, а Кизюн получил тяжелые ранения, но выжил. Хотя стрельба велась со стороны пассажира, тот факт, что водитель был убит, а его спутник остался жив, по-видимому, говорит о том, что убийца спешил и у него не было времени для контрольного выстрела: преступление было совершено в разгар рабочего дня в центре Москвы на Смоленской набережной у дома номер 10, в котором расположено посольство Великобритании в России.

По всей видимости, убийство должны были зафиксировать многочисленные камеры наружного наблюдения посольства, однако о сотрудничестве московских сыщиков с его охраной ничего не сообщалось. Спустя полгода объявился некий свидетель убийства - местный житель, возвращавшийся из магазина. Он назвал следствию марку машины преступников и даже почти целиком запомнил ее номер. Оказалось, что речь идет о BMW, хотя ранее говорилось о том, что убийца и его сообщник скрылись на "Ауди".

10 декабря 2008 года в ведомственном доме Минобороны в московском микрорайоне Бутово был задержан бывший военнослужащий батальона "Восток" и внештатный советник президента Чечни Рамзана Кадырова Аслан Дилиев. Квартиру, оформленную на мать еще одного из братьев Ямадаевых, бывшего командира спецназа ГРУ Сулима Ямадаева, пришлось брать штурмом, так как вооруженная охрана Дилиева пыталась организовать сопротивление.

Советник Кадырова был задержан как подозреваемый в убийстве чеченского бизнесмена Мустафы Шидаева, который по совместительству являлся одним из лидеров "лазанской" преступной группировки. Дилиева стали проверять на причастность к другим преступлениям, связанным с этническими чеченцами, в том числе и к убийству Руслана Ямадаева. Вскоре у следствия появились данные о том, что заказ на убийство бывшего депутата якобы получил бывший вице-мэр Грозного Гелани Шапиев. Отработать эту версию до конца не удалось: в ночь на 5 февраля 2009 года Шапиев был убит в московском районе Крылатское.

Тогда следствие обратило внимание на остававшегося на свободе телохранителя убитого вице-мэра Халида Молочаева. Вскоре в правоохранительных органах узнали, что Молочаеву поступил заказ на ликвидацию председателя правления "Конверсбанка" Александра Антонова и одного из братьев Ямадаевых. 4 марта Молочаев был задержан и неожиданно дал показания, что это он убил Шапиева по мотивам кровной мести.

Несмотря на принятые милицией меры предосторожности, 11 марта на Антонова все же было совершено покушение. Преступник открыл огонь по банкиру и его охраннику из проезжавшего автомобиля, но оба остались живы и были доставлены в больницу. За несколько дней до покушения Антонов обратился в милицию с заявлением о том, что ему угрожают, при этом он указал причины и источник угрозы, так что следствию может быть известно имя предполагаемого заказчика преступления.

Молочаев тем временем дал показания, что он, Шапиев и Дилиев организовали слежку за Русланом Ямадаевым, но не сошлись с заказчиком в цене и отказались от убийства. Следствие однако подозревает, что они просто передали заказ знакомым.

28 марта в эмирате Дубаи было совершено покушение на Сулима Ямадаева. По сведениям полиции он скончался на месте преступления и похоронен. Версии о смерти бывшего командира "Востока" также придерживается руководство Чечни. Иса Ямадаев утверждает, что его брат выжил и идет на поправку, а полиция скрывает это, чтобы запутать преступников.

7 апреля в Москве состоялись очередные задержания. Проверяя сведения, полученные от свидетеля, милиция установила, что BMW, замеченный на месте убийства Руслана Ямадаева, оформлен на женщину, проживающую в Новокосино. Затем выяснилось, что она является подругой некоего Элимпаши Хацуева, который когда-то был рядовым боевиком в отряде полевого командира Хаттаба, ликвидированного в 2002 году. После этого Хацуев уехал в Москву и официально нигде не работал. Тем не менее, в 2007 году он купил иномарку и зарегистрировал ее на свою подругу.

Иса Ямадаев говорит, что у следствия есть данные, что Хацуев лично находился за рулем машины в момент убийства Ямадаева, хотя опытные преступники никогда не используют личный автотранспорт, идя, как говорится, на дело.

Отрабатывая связи Хацуева, оперативники вышли на Асланбека Дадаева и Тимура Исаева. 9 апреля суд выдал в отношении всех троих санкцию на арест. Следствие заявило, что Хацуев подозревается в причастности к убийству Ямадаева, а Исаев и Дадаев - к покушению на Антонова. При этом отмечалось, Хацуев может иметь отношение к покушению, а Исаев и Дадаев - к убийству.

В Мосгорсуде заявили, что Хацуева подозревают в организации убийства и организации покушения. Получается, что его считают организатором убийства Руслана Ямадаева и покушения на Антонова. Дадаева подозревают в пособничестве покушению, а Исаева в пособничестве убийству. Обоим также вменяют незаконный оборот оружия.

В то же время Иса Ямадаев, ссылаясь на следствие, уже заявил, что в его брата стрелял Дадаев. Он же якобы сидел за рулем автомобиля, из которого по Антонову стрелял Исаев. Кроме того, близкий к следствию источник рассказал, что Дадаев получил за выполненное задание крупную сумму денег, квартиру в Москве и новую иномарку.

Несмотря на мелкие противоречия, возможно, объяснимые процессуальными несостыковками, похоже на то, что в руках у правоохранительных органов действительно оказались почти все непосредственно причастные к упомянутым преступлениям. За исключением заказчиков, которые так и остались неназванными.

Между тем Иса Ямадаев прозрачно намекает на окружение Рамзана Кадырова, с которым у его рода сложились напряженные отношения. Он, например, сказал, что трое арестованных поддерживают тесные контакты с депутатом Госдумы Адамом Делимхановым, которого президент Чечни называет своей правой рукой. Полиция Дубая также назвала Делимханова заказчиком покушения на Сулима Ямадаева, отметив, что у нее есть "неопровержимые доказательства". В частности, дубайские следователи уверяют, что покушение было совершено из позолоченного пистолета, принадлежащего одному из телохранителей депутата.

Впрочем, и сам Делимханов перешел в ответное наступление, обвинив дубайскую полицию в некомпетентности и предвзятости и пообещав подать на нее в суд. В защиту депутата выступил и Кадыров, заявивший, что никому не даст его в обиду. А в защиту арестованных уроженцев Чечни пока выступают только адвокаты.

У следствия мало шансов узнать заказчиков преступления: один из предполагаемых организаторов (Шапиев) мертв, а два других (Молочаев и Хацуев), скорее всего, имели дело лишь с посредниками, да и то не самого высокого уровня.

Никому из арестованных пока не предъявлено официальное обвинение, но в деле уже столько знаковых утечек, что никто не поручится, что когда оно дойдет до суда, то не завершится так же, как и процессы по делам об убийствах Анны Политковской или Пола Хлебникова: присяжные поставят следствию "неуд".

< Назад в рубрику