В начале апреля министр обороны США Роберт Гейтс подтвердил самые страшные опасения американских производителей вооружения - наиболее дорогостоящие и амбициозные программы Пентагона прекратят свое существование или будут сокращены. Впервые Гейтс заявил об этом еще в прошлом году. За это время промышленники постарались использовать все возможные средства, чтобы воспрепятствовать претворению в жизнь этих планов. 8 апреля, в день захвата сомалийскими пиратами судна с гражданами США на борту, местный аналитик и вовсе посоветовал использовать для охраны кораблей истребитель F-22 Raptor, от производства которых военные намерены отказаться. Столь нелепая попытка спасти гибнущий проект уже вызвала иронию американских блогеров.
О будущих перспективах армии США и о том, какое оружие понадобится американцам в XXI-м веке, глава Пентагона Роберт Гейтс поведал в конце 2008 года в своей сенсационной статье для журнала Foreign Affairs. К разочарованию промышленников, Пентагон собирается закупать не истребители и не ядерные бомбы, а куда менее дорогие образцы, необходимые в локальных конфликтах. Столкновения с пиратами и террористами как раз попадают в эту категорию.
Томас Макинерней, выступивший в эфире телеканала Fox News в качестве эксперта, которого попросили прокомментировать инцидент с экипажем сухогруза "Маерск Алабама", фактически попытался пришить белыми нитками к этой новой стратегии военного ведомства США не что-нибудь, а самый совершенный в мире истребитель пятого поколения. А именно - предложил уничтожать пиратов с помощью F-22 Raptor.
Американские блогеры в тот же день отметили, что попытка Макинернея пролоббировать самолет оказалась весьма неуклюжей. И это, впрочем, очевидно.
Аналитик предположил, что 20-миллиметровая пушка F-22 была бы очень эффективной для уничтожения пиратов, а главным преимуществом первого в мире истребителя пятого поколения назвал его быстрое "время реакции". Автор статьи, опубликованной в популярном блоге Gawker, уточняет: при этом Макинерней "не вспомнил", что точно такое же вооружение типа M-61 Vulcan установлено на большинстве американских истребителей, выпускаемых в течение последних тридцати лет.
Макинерней также не сказал, что Raptor не может базироваться на авианосцах, в отличие от палубных истребителей серии Hornet, из-за чего использовать его можно только с обычных аэродромов. Поэтому применять F-22 для борьбы с пиратами у побережья Сомали было бы весьма непросто. Не размещать же авиабазу США на территории страны, из которой американцы в свое время вынуждены были с позором бежать.
Куда более эффективно, по мнению блогера, было бы использовать для борьбы с пиратами ударные беспилотные летательные аппараты типа Predator, которые оснащены управляемыми ракетами Hellfire, а также вертолеты. И с этим доводом сложно не согласиться: атаковать малогабаритные пиратские катера сверхзвуковыми истребителями - все равно что палить из пушки по воробьям.
Роберт Гейтс, обнародовавший на днях свои конкретные предложения по перевооружению американской армии, также предлагает ориентироваться именно на такие образцы военной продукции. Вместо дорогостоящих истребителей F-22, производство которых фактически будет прекращено из-за отсутствия спроса, Пентагон намерен дополнительно стимулировать производство современных беспилотников типа Predator. БПЛА, как показал опыт Афганистана и Ирака, наиболее эффективны для борьбы с бандформированиями и террористами.
Этот довод подтвердила недавно и группа ученых Гарвардского университета, обнародовавшая исследование "Боевые действия с использованием беспилотных и роботизированных систем: проблемы, альтернативы и перспективы" ("Unmanned and Robotic Warfare: Issues, Options, and Futures"). Десять лет назад, по их данным, в арсенале Соединенных Штатов был всего один беспилотный летательный аппарат. Сегодня парк такой техники насчитывает около 5 тысяч единиц БПЛА, а 3,5 тысячи беспилотников развернуты за пределами США. Общий налет беспилотных летательных аппаратов Predator в феврале 2009 года достиг полумиллиона часов.
Вполне естественно, что при таком подходе оборонные деньги перетекут из карманов одних оборонных корпораций в карманы других. К примеру, у компании General Atomics, занимающейся разработкой и производством беспилотников, нет причин для негодований - политика Гейтса ей только на руку. С другой стороны, у Lockheed Martin, крупнейшего в США производителя боевых самолетов, причин для оптимизма куда меньше. Программа F-22 Raptor, которая обошлась американским налогоплательщикам в 60 миллиардов долларов, фактически закрывается. Пентагону эти самолеты не нужны, а их экспорт запрещен законодательством.
Судя по всему, корпорацию не успокаивает даже тот факт, что Роберт Гейтс обещал направить дополнительные инвестиции в разработку и производство самолетов F-35, которые также производит Lockheed Martin. Других авиастроителей, вроде Northrop Grumman, которая является субконтрактором F-22, также могло бы порадовать обещание увеличить производство палубных истребителей F/A-18. Но, судя по всему, промышленники пока не намерены сбавлять темпы рекламной кампании в поддержку "Раптора".
Кстати, как тонко заметили американские блогеры, Томас Макинерней, выступивший с нелепым заявлением об использовании F-22 против пиратов, работал консультантом в Northrop Grumman. Последняя хоть и проиграла Lockheed Martin соревнование на право производить первый в мире истребитель пятого поколения, но не меньше других заинтересована в его производстве. Northrop до сих пор делает для этого самолета радары с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-77.
Активная кампания по лоббированию интересов оборонных корпораций началась сразу же после упомянутой публикации Роберта Гейтса в журнале Foreign Affairs. В частности, Американская ассоциация аэрокосмической промышленности (The Aerospace Industries Association) начала рекламную кампанию "Сила, которая поднимет Америку" ("The Strength to Lift America"), призванную показать значимость аэрокосмической и оборонной индустрии для экономики США. Организаторы даже не скрывали, что она направлена против сокращения военного бюджета Пентагона.
Еще более оригинальное решение нашла Lockheed Martin, создавшая сайт "Сохраним рабочие места производителей Raptor" (Preserve Raptor Jobs). Интересно, что ресурс функционирует до сих пор, но пользователи с постсоветскими IP-адресами зайти на него не могут. Для этого придется воспользоваться одним из специальных сайтов для обхода цензуры в интернете. Вероятно, таким образом корпорация решила подчеркнуть, что в акции участвуют исключительно американцы.
С помощью сайта Preserve Raptor Jobs можно направить Бараку Обаме письмо с напоминанием, что прекращение программы F-22 будет иметь разрушительные последствия для экономики и национальной безопасности США. При этом создатели ресурса утверждают, что производство самолета сохранит не менее 95 тысяч рабочих мест, а также 12-миллиардную экономическую активность.
Число публикаций в англоязычных СМИ, посвященных проблеме сокращения рабочих мест в США в связи с прекращением ряда программ Пентагона, исчисляется сотнями. Но если одни критикуют расточительность военных из-за того, что те тратят огромные деньги на оружие в период кризиса, то другие, напротив, подчеркивают, что производство оборонной продукции привлечет средства в бюджет и создаст для американцев дополнительные рабочие места. Объективности ради стоит сказать, что отчасти правы как одни, так и другие.
Последние заявления Роберта Гейтса, сделанные на широко освещавшейся пресс-конференции, похоже, уже вызвали новую волну негодования американцев. И почва для этого была подготовлена основательно. Сенатор от штата Джорджия Джонни Исаксон уже заявил, что сохранение производства истребителя F-22 является общенациональным вопросом. "В то время, когда нам нужна работа, мы теряем ее", - отметил он. Исаксон намерен противостоять плану Гейтса в Сенате. И, судя по всему, он найдет поддержку у других коллег, пытающихся отстаивать интересы собственных штатов, где расположены военные производства.
Впрочем, какая из сторон победит в этом конфликте, сказать пока сложно. Логика все же на стороне Гейтса и его сторонников, отстаивающих реальные нужды современной американской армии. Но, судя по опыту прошлых лет, преодолеть преграды излишней американской демократичности даже самые разумные инициативы могут не всегда. А общественное мнение сейчас как раз не на стороне главы Пентагона.