В условиях экономического спада чиновники, отвечающие за реформу налогообложения, оказались перед сложной дилеммой. С одной стороны, им в срочном порядке нужно найти средства для ставшего дефицитным бюджета, а с другой – не дать россиянам и отечественным компаниям разориться от непомерных налогов. Пока лоббисты низких налогов побеждают: правительство придумывает все новые способы помочь предприятиям. Иногда, впрочем, эти способы оказываются фиктивными.
После обострения мирового кризиса осенью 2008 года российские власти почти сразу же провели одну налоговую реформу, которая должна была помочь бизнесу. В ноябре премьер-министр Владимир Путин объявил, что с 1 января 2009 года будет снижен налог на прибыль с 24 до 20 процентов. Сам Путин оценил выпадающие доходы бюджета от этой меры в 400 миллиардов рублей, однако на самом деле они могут оказаться значительно меньше: как следует из данных Росстата, в России в начале 2009 года убытки предприятий превышали доходы. Следовательно, платить этот налог многим просто не с чего.
О второй инициативе правительства, призванной значительно облегчить положение дел в российском бизнесе, стало известно в начале апреля, когда Владимир Путин выступал в Госдуме. Премьер-министр объявил депутатам, что реформа единого социального налога, которая была так непопулярна среди российских бизнесменов, откладывается на год.
Вернее, сама реформа в 2010 году, как и обещано, состоится, однако самого страшного для бизнеса – повышения ставок по налогу – не будет еще год. В отличие от снижения налога на прибыль эта помощь для российских предприятий вполне значима – с 2010 года они должны были, согласно прежнему плану реформирования ЕСН, отдавать государству на социальные нужды не 26, а 34 процента от зарплаты сотрудников.
Правда, и тут не обошлось без "ложки дегтя". Если в 2009 году ЕСН взимается по регрессивной ставке в зависимости от годовой зарплаты, то в 2010 году он будет равен 26 процентам в любом случае до достижения годовой зарплаты в 415 тысяч рублей в год.
Еще до выступления Владимира Путина перед Госдумой стало известно, что за реформу ЕСН развернулась настоящая "подковерная" борьба. Часть ее стала доступна прессе – 24 марта министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что считает реформирование ЕСН в условиях кризиса нецелесообразным. С ней согласился заместитель министра финансов Сергей Шаталов, однако уже вечером того же дня Владимир Путин заявил, что реформе быть.
Отказываться от реформы ЕСН правительство не могло: это означало бы, что всем планам по формированию новой пенсионной системы положен конец.
В конце 2008 года, когда цены на нефть на мировом рынке резко упали, российские нефтяники попросили правительство ослабить налоговую нагрузку на сектор. Чиновники решили более оперативно изменять экспортную пошлину на нефть, чем практически и ограничились. В 2009 году они вновь вернулись к идее помощи нефтяникам через снижение налогов.
Сначала в Минфине заявили, что правительство намерено распространить налоговые каникулы для нефтегазовых месторождений в Охотском и Черном морях. В 2008 году подобные каникулы были введены для компаний, которые работают на шельфе, полуострове Ямал и в Тимано-Печерском бассейне.
А 13 апреля стало известно, что Минфин начал подготовку к реформированию налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в нефтяной отрасли. По словам Сергея Шаталова, Минфин планирует облагать налогом не добытую нефть, а накопленную за время работы на месторождении прибыль. Понятно, что в условиях низких цен на углеводороды такая реформа выгодна компаниям, а в условиях высоких цен – государству.
По данным газеты "Коммерсант", в ближайшее время замены НДПИ ждать не стоит: для начала надо принять правила контроля за трансфертным ценообразованием, которые пока согласованы лишь на уровне концепции. Так что НДПИ для нефтяников может быть отменен только к 2011 году – то есть тому времени, когда мировая экономика, а вслед за ней и цены на нефть, как считают в правительстве, восстановятся.
Среди других предложений Минфина – ускоренный возврат НДС экспортерам, которые предоставили налоговикам гарантии от банков на сумму возмещения. В этом случае экспортеры смогут получить НДС уже в течение 30 дней после подачи декларации – задолго до проверки обоснованности возврата.
Еще одна инициатива чиновников – включение в структуру расходов компании строительства обязательных объектов инфраструктуры (например, школ). Это позволит не облагать такое строительство дополнительными налогами.
Практически все меры, озвученные Минфином, означают, что чиновники в большей степени озабочены снижением налогов для крупного бизнеса, а не для малого. О некрупных компаниях позаботилось Минэкономразвития: в начале апреля оно направило в Минфин проект, согласно которому налоги на малые предприятия, использующие упрощенную форму налогообложения, должны быть снижены. Для фирм, выплачивающих налог на прибыль, Минэкономразвития предложило установить ставку в 0-10 процентов (сейчас 5-15 процентов), а для выплачивающих налоги с выручки – в пределах 0-4 процентов (сейчас – 6 процентов). О дальнейшей судьбе этого законопроекта к середине апреля ничего слышно не было.
Пока чиновники думают о том, как бы помочь компаниям платить меньше налогов, в Федеральной налоговой службе отчитываются о падении сборов. По данным за первые два месяца 2009 года, налоговые поступления снизились на 13,5 процента по сравнению с тем же периодом годом ранее. Таким образом создается дополнительная зависимость бюджета от цен на нефть и газ, однако другого выхода у чиновников нет: если не снижать налоги, это создаст дополнительную угрозу банкротства сотен и тысяч компаний. А значит, - обеспечит дальнейшее падение сборов.