Культура
23:09, 18 апреля 2009

"Маска" под чаячьим крылом Вручены национальные театральные премии

Пятнадцатый театральный фестиваль "Золотая маска" ознаменовался решительным преобладанием петербургских лауреатов и в драматических, и в оперных, и в балетных, и в кукольных номинациях. Впрочем, немало призов первостатейной важности досталось и театрам, расположенным за Уралом, что всегда отрадно.

Сильнее всех, конечно, выступил Александринский театр, прочно оккупировавший премиальный Олимп. Вспомним: в 2004 году тандем Валерий Фокин и Александр Боровский завоевал две "Маски" за изумительного "Ревизора", выращенного на старом, "гостимовском" спектакле Всеволода Мейерхольда; в 2008-м Фокин привез в Москву конкурсный "Живой труп", а увез почетную премию за возрождение Александринки. В 2009-м они с Боровским снова получили по "Маске" на брата за гоголевскую "Женитьбу". Но и это еще не все: приглашенный в Петербург мастер польского театра и вообще живой классик Кристиан Люпа поставил в Александринке "Чайку", и именно она стала лучшим драматическим спектаклем большой формы. Между тем незадолго до финала "Золотой маски" Люпа удостоился престижнейшей премии "Европа - театру".

Драматическое жюри явно восстанавливало справедливость, отдавая приз за лучшую мужскую роль Олегу Басилашвили, ведь обожаемый не одним поколением зрителей артист БДТ ни разу еще не получал "Маску". Теперь она у него есть: ее присудили ему за роль князя К. в "Дядюшкином сне" Тимура Чхеидзе. Партнером Олега Валериановича по спектаклю была Алиса Фрейндлих, как обычно безукоризненная и безупречная, но "Маску" ей давали совсем недавно, так что ей в номинации "лучшая женская роль" ничего не досталось. Впрочем, много ли существует на свете наград, которые придутся впору Алисе Бруновне?

Полина Агуреева. Фото Сергея Петрова, Лента.ру
Lenta.ru

Лучшей актрисой оказалась Полина Агуреева, сыгравшая Ларису у Петра Фоменко в "Бесприданнице". Эта "Маска" оказалась у "фоменок" в этом году единственной, но, может быть, они, люди благородные и очень занятые, не очень сильно расстроились? Во-первых, у них и так уже куча наград, во-вторых, они только что выпустили "Улисса", который наверняка соберет в следующем сезоне ворох премий, в-третьих, лучшим спектаклем малой формы оказалась "Битва жизни", поставленная Сергеем Женовачом, учеником Петра Наумовича. Кстати, об учениках: оставшийся без наград, но всем понравившийся спектакль "Максар. Степь в крови", поставил в Бурятском театре драмы имени Намсараева Олег Юмов. Он окончил в РАТИ курс Сергея Женовача.

Вернемся же к петербургским победам. "Масок" удостоились сразу два кукольных спектакля: "Ленинградка" (театр-студия "Куб") и "Холстомер" (Большой театр кукол). Справедливости ради отметим, что лучшим спектаклем в кукольной категории все-таки оказалась работа не из северной столицы, а из далекого Абакана: премию увезли домой создатели спектакля "Соседи" из хакасского театра "Сказка". Этот удивительный коллектив получил уже пятую "Маску", а всего он номинировался на нее шесть раз. Абаканцам есть чем гордиться.

***

Главнейшим сюрпризом в музыкальных номинациях оказался триумф "Золушки" Россини, поставленной на сцене петербургского государственного детского музыкального театра "Зазеркалье". Эта постановка получила приз как лучший спектакль; вторая "Маска" досталась главному дирижеру "Зазеркалья" Павлу Бубельникову. Конечно, Мариинский театр в следующем году снова отвоюет свою львиную долю премий. Но любовь нового поколения к опере вообще и к Мариинке в частности в Петербурге кует никто иной, как Павел Бубельников, так что все получилось правильно.

Пермяки, с похвальным упорством превращающие свой город в третью культурную столицу страны, получили 18 апреля отличный подарок. Одну "Золотую маску" им привезет Георгий Исаакян, главный режиссер Пермского театра оперы и балета. Награду ему вручили за постановку оперы Клаудио Монтеверди "Орфей", произведшую на критиков и слушателей большое впечатление. Вторая "Маска" досталась художнику Эрнсту Гейдебрехту, придумавшему для "Орфея" умное и нетривиальное сценическое решение.

Мариинский театр, уступив три главных оперных награды "Зазеркалью" и Пермскому театру оперы и балета, все же не остался без "Масок". Во-первых, обе награды для солистов достались мариинцам Алексею Маркову ("Братья Карамазовы") и Кристине Капустинской ("Очарованный странник"). Во-вторых, лучшим композитором назван Родион Щедрин, автор музыки и либретто к "Очарованному страннику".

Диана Вишнева и Майя Плисецкая. Фото Сергея Петрова, Лента.ру
Lenta.ru

В балетных номинациях все тоже получилось интересно. Никто не сомневался в триумфе Дианы Вишневой: проект "Красота в движении", поставленный специально для примы Алексеем Ратманским, Мозесом Пендлтоном и Дуайтом Роденом, вызвал единодушное "Ах!". Итогом стали награды за лучший спектакль и лучшую женскую роль, а кроме того - приз критиков и комплименты Майи Плисецкой: "Я очень высоко оцениваю Диану Вишневу, она одна из лучших балерин мира, и, слава Богу, что она есть".

Две награды уехали в Новосибирск, где третий год балетную труппу тамошнего театра оперы и балета возглавляет Игорь Зеленский, много лет блиставший в Мариинском театре. Он получил приз за лучшую мужскую роль, а еще один приз достался дирижеру Андрею Данилову.

Еще два приза отправились в Екатеринбург: спектакль Эксцентрик-балета "Глиняный ветер" выбран лучшим в номинации "Современный танец", а его постановщик Сергей Смирнов назван лучшим хореографом.

На нынешней церемонии "Золотой маски" произошло редкое событие: музыкальную награду получил драматический театр, а именно МХТ имени Чехова, премированный за "Конька-горбунка" Евгения Писарева. Этот спектакль еще в июне 2008 года был отмечен "Хрустальной Турандот". Сие обстоятельство возвращает нас к другому прошлогоднему лауреату "Турандот" - рамтовскому "Берегу Утопии". Конкурсной "Маски" для гигантской работы Алексея Бородина не нашлось, но драматическое жюри наградило спектакль спецпризом.

Организаторы "Золотой маски" в этом году разделили финал фестиваля на две части: в полдень вручили призы, а на вечер приготовили премьеру оперы "Золотое" на музыку Александра Маноцкова в постановке Андрея Могучего и Дмитрия Крымова. Тут уж невольно процитируешь "Чайку": "Не будем говорить ни о пьесах, ни об атомах. Вечер такой славный! Слышите, господа? Поют".

Юлия Штутина

< Назад в рубрику