Пятнадцатый театральный фестиваль "Золотая маска" ознаменовался решительным преобладанием петербургских лауреатов и в драматических, и в оперных, и в балетных, и в кукольных номинациях. Впрочем, немало призов первостатейной важности досталось и театрам, расположенным за Уралом, что всегда отрадно.
Сильнее всех, конечно, выступил Александринский театр, прочно оккупировавший премиальный Олимп. Вспомним: в 2004 году тандем Валерий Фокин и Александр Боровский завоевал две "Маски" за изумительного "Ревизора", выращенного на старом, "гостимовском" спектакле Всеволода Мейерхольда; в 2008-м Фокин привез в Москву конкурсный "Живой труп", а увез почетную премию за возрождение Александринки. В 2009-м они с Боровским снова получили по "Маске" на брата за гоголевскую "Женитьбу". Но и это еще не все: приглашенный в Петербург мастер польского театра и вообще живой классик Кристиан Люпа поставил в Александринке "Чайку", и именно она стала лучшим драматическим спектаклем большой формы. Между тем незадолго до финала "Золотой маски" Люпа удостоился престижнейшей премии "Европа - театру".
Драматическое жюри явно восстанавливало справедливость, отдавая приз за лучшую мужскую роль Олегу Басилашвили, ведь обожаемый не одним поколением зрителей артист БДТ ни разу еще не получал "Маску". Теперь она у него есть: ее присудили ему за роль князя К. в "Дядюшкином сне" Тимура Чхеидзе. Партнером Олега Валериановича по спектаклю была Алиса Фрейндлих, как обычно безукоризненная и безупречная, но "Маску" ей давали совсем недавно, так что ей в номинации "лучшая женская роль" ничего не досталось. Впрочем, много ли существует на свете наград, которые придутся впору Алисе Бруновне?
Лучшей актрисой оказалась Полина Агуреева, сыгравшая Ларису у Петра Фоменко в "Бесприданнице". Эта "Маска" оказалась у "фоменок" в этом году единственной, но, может быть, они, люди благородные и очень занятые, не очень сильно расстроились? Во-первых, у них и так уже куча наград, во-вторых, они только что выпустили "Улисса", который наверняка соберет в следующем сезоне ворох премий, в-третьих, лучшим спектаклем малой формы оказалась "Битва жизни", поставленная Сергеем Женовачом, учеником Петра Наумовича. Кстати, об учениках: оставшийся без наград, но всем понравившийся спектакль "Максар. Степь в крови", поставил в Бурятском театре драмы имени Намсараева Олег Юмов. Он окончил в РАТИ курс Сергея Женовача.
Вернемся же к петербургским победам. "Масок" удостоились сразу два кукольных спектакля: "Ленинградка" (театр-студия "Куб") и "Холстомер" (Большой театр кукол). Справедливости ради отметим, что лучшим спектаклем в кукольной категории все-таки оказалась работа не из северной столицы, а из далекого Абакана: премию увезли домой создатели спектакля "Соседи" из хакасского театра "Сказка". Этот удивительный коллектив получил уже пятую "Маску", а всего он номинировался на нее шесть раз. Абаканцам есть чем гордиться.
***
Главнейшим сюрпризом в музыкальных номинациях оказался триумф "Золушки" Россини, поставленной на сцене петербургского государственного детского музыкального театра "Зазеркалье". Эта постановка получила приз как лучший спектакль; вторая "Маска" досталась главному дирижеру "Зазеркалья" Павлу Бубельникову. Конечно, Мариинский театр в следующем году снова отвоюет свою львиную долю премий. Но любовь нового поколения к опере вообще и к Мариинке в частности в Петербурге кует никто иной, как Павел Бубельников, так что все получилось правильно.
Пермяки, с похвальным упорством превращающие свой город в третью культурную столицу страны, получили 18 апреля отличный подарок. Одну "Золотую маску" им привезет Георгий Исаакян, главный режиссер Пермского театра оперы и балета. Награду ему вручили за постановку оперы Клаудио Монтеверди "Орфей", произведшую на критиков и слушателей большое впечатление. Вторая "Маска" досталась художнику Эрнсту Гейдебрехту, придумавшему для "Орфея" умное и нетривиальное сценическое решение.
Мариинский театр, уступив три главных оперных награды "Зазеркалью" и Пермскому театру оперы и балета, все же не остался без "Масок". Во-первых, обе награды для солистов достались мариинцам Алексею Маркову ("Братья Карамазовы") и Кристине Капустинской ("Очарованный странник"). Во-вторых, лучшим композитором назван Родион Щедрин, автор музыки и либретто к "Очарованному страннику".
В балетных номинациях все тоже получилось интересно. Никто не сомневался в триумфе Дианы Вишневой: проект "Красота в движении", поставленный специально для примы Алексеем Ратманским, Мозесом Пендлтоном и Дуайтом Роденом, вызвал единодушное "Ах!". Итогом стали награды за лучший спектакль и лучшую женскую роль, а кроме того - приз критиков и комплименты Майи Плисецкой: "Я очень высоко оцениваю Диану Вишневу, она одна из лучших балерин мира, и, слава Богу, что она есть".
Две награды уехали в Новосибирск, где третий год балетную труппу тамошнего театра оперы и балета возглавляет Игорь Зеленский, много лет блиставший в Мариинском театре. Он получил приз за лучшую мужскую роль, а еще один приз достался дирижеру Андрею Данилову.
Еще два приза отправились в Екатеринбург: спектакль Эксцентрик-балета "Глиняный ветер" выбран лучшим в номинации "Современный танец", а его постановщик Сергей Смирнов назван лучшим хореографом.
На нынешней церемонии "Золотой маски" произошло редкое событие: музыкальную награду получил драматический театр, а именно МХТ имени Чехова, премированный за "Конька-горбунка" Евгения Писарева. Этот спектакль еще в июне 2008 года был отмечен "Хрустальной Турандот". Сие обстоятельство возвращает нас к другому прошлогоднему лауреату "Турандот" - рамтовскому "Берегу Утопии". Конкурсной "Маски" для гигантской работы Алексея Бородина не нашлось, но драматическое жюри наградило спектакль спецпризом.
Организаторы "Золотой маски" в этом году разделили финал фестиваля на две части: в полдень вручили призы, а на вечер приготовили премьеру оперы "Золотое" на музыку Александра Маноцкова в постановке Андрея Могучего и Дмитрия Крымова. Тут уж невольно процитируешь "Чайку": "Не будем говорить ни о пьесах, ни об атомах. Вечер такой славный! Слышите, господа? Поют".
Юлия Штутина