Российские банки завершили первый квартал неудачно. Значительная часть из них доложила о первых за долгое время убытках или о многократном падении прибыли. Виной тому рост просроченной задолженности, который вынуждает банкиров откладывать часть средств из операционной прибыли на покрытие возможных потерь. В некоторых ведущих кредитных учреждениях просрочка уже достигла 10 процентов, а в других выросла в несколько раз в течение одного только марта.
На минувшей неделе стартовала серия корпоративных отчетов за первый квартал в банках большинства стран мира. В США, где кредитные организации полностью провалили предыдущий год, финансовые показатели оказались неожиданно хорошими. О рекордной прибыли, в частности, сообщил Wells Fargo. Citigroup сумел заработать впервые за пять кварталов - причем сразу полтора миллиарда долларов (без учета дивидендов). Некоторые аналитики в связи с успешными банковскими показателями уже поспешили объявить о том, что финансовый кризис близок к концу.
На этом фоне результаты банковского сектора в России тем более удручают. К примеру, убыток "Уралсиба" составил 1,7 миллиарда рублей после того, как в четвертом квартале банк заработал 25 миллионов. Еще хуже оказались показатели Промсвязьбанка (почти 2 миллиарда рублей убытка) и "Райффайзенбанка" (1,2 миллиарда). Впрочем, эти учреждения зафиксировали в предыдущие три месяца еще большие потери. Еще у одной крупной организации - УРСА банка - прибыль сократилась более чем вдвое.
Из лидеров российской банковской системы довольно слабые показатели продемонстрировал ВТБ. Разница между доходами и расходами группы составила 2 миллиарда рублей, тогда как за весь 2008 год банк заработал около 27 миллиардов. Сбербанк пока о своих результатах в первом квартале не отчитывался, хотя его председатель правления Герман Греф и пообещал, что по итогам всего года крупнейшая кредитная организация окажется прибыльной. Можно ли воспринимать это как намек, что в первом полугодии показатели прибыльности будут отрицательными - скоро увидим.
Неудачная отчетность в первую очередь вызвана волнообразным ростом просроченной задолженности, которая продолжает копиться у большинства крупных и малых банков. Согласно прогнозу ЦБ, при самом худшем сценарии, по итогам года она составит около 10 процентов от объема выданных кредитов. Однако в некоторых банках этот показатель уже достигнут. Так, в том же "Уралсибе" просрочка составила 10,8 процента, в Альфа-банке - 10,3 процента, а МДМ-банке - 9,53 процента. А это, заметим, далеко не заурядные кредитные учреждения.
В Сбербанке и ВТБ показатели просрочки пока не превысили среднего по банковской системе уровня - 3 процентов. Однако и там рост просрочки оказывается весьма быстрым. В ВТБ за квартал просроченная задолженность увеличилась на 0,9 процентных пункта, а в Сбербанке - на 0,65 процентных пункта только по розничным кредитам.
Потенциал роста просрочки у банков весьма велик. В Альфа-банке признают, что объем "плохих" кредитов почти в два раза превышает долю собственно просроченных долгов и, таким образом, составляет одну пятую от всех кредитных активов банка. Едва ли в других отличившихся не с лучшей стороны финансовых институтах ситуация принципиально другая.
Рост просрочки означает, что банки вынуждены откладывать все большие и большие резервы на возможные потери по кредитам. В результате, даже если операционная прибыль у них в норме, итоговые показатели доходности оказываются намного хуже. Это влечет за собой падение стоимости акций (ведь если нет прибылей, нет и дивидендов, и смысл для инвесторов вкладываться в их ценные бумаги пропадает), а также удорожание заимствований на открытом рынке. Такие последствия могут еще больше усложнить деятельность банков в условиях кредитного кризиса.
Как рассказал "Ленте.ру" генеральный директор центра экономического анализа (ЦЭА) "Интерфакса" Михаил Матовников, средние российские банки менее чувствительны к угрозе потерь из-за массовой просрочки выплат, нежели крупные. Для больших банков просрочка в размере даже 10-15 процентов может оказаться критической. В то же время некоторые мелкие банки могут спокойно пережить и 20-процентную просрочку.
Пресс-конференцияМихаил Матовников о проблемах российских банков
В том, что российские банкиры именно сейчас оказываются в гораздо худшем положении, чем их американские коллеги, нет ничего удивительного. Банки США понесли огромные убытки из-за вложения в производные финансовые инструменты. Крах этого рынка привел к единовременным потерям размером почти в триллион долларов, однако государственная помощь помогла американцам довольно быстро справиться с банковским кризисом. Едва ли проблема решена, скорее только отложена на будущее, но пока временное выздоровление налицо.
Что же касается кризиса в российской финансовой системе, то он, по сути дела, только начинается. Об этом, кстати, заявил недавно и Герман Греф. Отечественные банки в основном работали с корпоративным сектором, а его состояние сейчас, мягко говоря, не блестящее. Даже крупнейшие нефтяные компании оказались в трудном финансовом положении. Еще хуже дела обстоят у металлургов и девелоперов. В январе 2009 года суммарный убыток российских компаний составил 186 миллиардов рублей. Многие из фирм сильно зависели от заемных ресурсов и, лишившись возможности перекредитоваться, перестали возвращать долги.
Банковские потери в первом квартале выглядят особенно удручающе в свете того, что в первые два месяца 2009 года банки смогли неплохо заработать (до 600 миллиардов рублей) благодаря активной игре на валютном рынке. Российские кредитные учреждения в этот период неоднократно обвинялись в том, что на выданные государством кредиты фактически развернули спекулятивную игру на бирже, тем самым подтолкнув чрезмерную девальвацию рубля. Но даже такие успехи не помогли финансистам закончить квартал с хорошими показателями.
Таким образом, неприятности у российских банков закончатся только тогда, когда вся экономика начнет восстанавливаться, корпорации смогут откладывать достаточно денег на выплату долгов, а кредитные рынки вновь станут доступными. Однако в то, что такая реальность наступит в текущем или следующем году, не слишком-то верится. Напомним, что по разным оценкам снижение ВВП в стране составит по итогам года от 2 до 6 процентов. Следовательно, банкам не следует рассчитывать на возвращение к высоким прибылям в ближайшее время.