Одним из главных сюрпризов прошедшего в столице Тринидада и Тобаго саммита Организации американских государств (ОАГ) стала необычайно высокая активность президента Венесуэлы Уго Чавеса. Чутко уловив изменения в политике новой вашингтонской администрации, он, используя приемы в прямом смысле "закулисной" дипломатии, сумел в короткий срок не только договориться о нормализации отношений с США, но и провести с американским президентом несколько встреч, которые прошли в подчеркнуто дружеском тоне. Фотографии этих бесед уже превратились в символы будущих перемен к лучшему на обоих американских континентах, а рукопожатия президентов стран, которые в течение последних лет были "заклятыми врагами", стали визитной карточкой нового курса Барака Обамы.
И хотя сам саммит в Порт-оф-Спейне, в котором участвовали главы 34 государств Западного полушария, впервые в своей истории официально закончился безрезультатно, он фактически стал одним из самых значимых событий в мировой политической жизни последнего времени. То, что страны-участницы так и не смогли согласовать итоговую декларацию встречи, говорит о высокой скорости происходящих перемен, за которыми не успевают неповоротливые бюрократические машины дипломатии.
Впрочем, важнейшей целью подобных мероприятий является также и неформальное общение лидеров государств и членов делегаций. Если на официальных заседаниях вне конкуренции был Барак Обама, то в кулуарах безоговорочным чемпионом стал президент Венесуэлы Уго Чавес.
Пиком обострения отношений между Венесуэлой и США стало выдворение в сентябре 2008 года из Каракаса американского посла Патрика Дадди. Чавес пошел на этот шаг в знак солидарности с таким же решением президента Боливии Эво Моралеса. Ответным жестом США стала высылка главы диппредставительства Венесуэлы. Весь мир к тому времени уже привык, что в устах Чавеса Америка была главным злом на Земле, а тогдашнего американского президента Джорджа Буша он называл не иначе как "дьяволом".
Еще за месяц до саммита ничто не предвещало столь быстрого "разворота". В конце марта 2009 года в телевизионной передаче "Алло, президент" венесуэльский лидер обрушился на уже вступившего в должность Барака Обаму, назвав его "жалким невеждой", которому, по словам Чавеса, следовало бы еще поучиться и узнать получше положение дел в Латинской Америке. Гневная отповедь последовала на слова Обамы о том, что именно Чавес и его политика мешают развитию региона.
Впрочем, некоторые сигналы о том, что игры в конфронтацию затянулись, венесуэльский лидер все-таки подавал. В той же телепередаче он сообщил, что вопросы возвращения послов уже прорабатываются в его администрации, однако в связи с нелицеприятными высказываниями Обамы придется некоторое время подождать. Ждать пришлось недолго.
Итоговые документы предыдущих саммитов ОАГ обычно готовились заранее, задолго до самой встречи. В этот раз их тоже стали готовить еще за два года до встречи. Однако согласовать так и не смогли. Одним из главных нерешенных вопросов стала политика по отношению к Кубе, которую в 1962 году исключили из ОАГ. На саммит в Тринидад и Тобаго Куба не была приглашена даже в качестве наблюдателя. Многие лидеры считали, что этот курс исчерпал себя. Другие заявили, что проект итоговой декларации не отражает изменившихся реалий в условиях экономического кризиса. Главы Венесуэлы, Никарагуа, Эквадора и Боливии готовились к очередному бою с "американскими империалистами".
Первые сигналы о наметившихся изменениях в позиции Вашингтона поступили за несколько дней до начала встречи. США разрешили кубинским эмигрантам посещать свою родину и отправлять туда деньги. Обозреватели расценили это как первый шаг к отмене более чем 50-летней экономической блокады Кубы. Сделано это было после того, как 7 апреля кубинский лидер Рауль Кастро заявил о готовности говорить с Америкой "на любые темы", вплоть до вопросов соблюдения прав человека.
Однако настоящая "бомба" разорвалась уже на заседании в Порт-оф-Спейне. Первым выступал никарагуанский президент Даниэль Ортега. Выйдя за пределы регламента, он эмоционально, но довольно традиционно обвинил американский империализм во всех грехах. В ответ Обама поблагодарил выступавшего за то, что он не обвинил лично его в событиях, которые происходили, когда Обама был еще трехмесячным ребенком. Шутка была принята благосклонно многими присутствующими. Но это было только начало.
В своей речи американский президент, который единственный из выступавших уложился в отведенный регламент, предложил начать отношения между странами американских континентов с чистого листа, чем вызвал бурные аплодисменты. Он призвал к "партнерству на равноправной основе". "В наших отношениях не должно быть старших и младших партнеров", - заявил Обама и предложил закрыть "темные страницы прошлого". Сенсационно прозвучали слова президента США о том, что он выступает против любых попыток "насильственного свержения демократически избранных правительств". По его словам, это "не является политикой американского руководства".
В конструктивном ключе прошли обсуждение проблем борьбы с последствиями экономического кризиса, в котором многие лидеры традиционно обвинили США, и сотрудничества в сфере возобновляемых источников энергии. И все же самая бурная реакция последовала на признание Хиллари Клинтон в том, что американская политика по отношению к Кубе полностью провалилась.
Из столицы Тринидада и Тобаго полетели сообщения о "новой эре" в отношениях и о необычной атмосфере "оптимизма и больших надежд", которая установилась на заседаниях. Более трезвые наблюдатели говорили о том, что все эти заявления являются пока только знаками. До реальных дел еще далеко. Ведь ни Обама, ни Клинтон официально не отреагировали на предложения латиноамериканских партнеров о снятии блокады с Кубы и возвращении ее в Организацию американских государств.
Это не помешало агентству Associated Press сравнить Барака Обаму с популярным на Западе бывшим президентом СССР Михаилом Горбачевым. Признавая, что "исторические аналогии обычно не идеальны", агентство заявило, что "Обама даже превзошел Горбачева".
Первая после длительного перерыва личная встреча президентов США и Венесуэлы произошла в фойе, как бы случайно, однако в присутствии журналистов. Чавес и Обама широко улыбаясь пожали друг другу руки, при этом президент Венесуэлы сказал: "Я приветствовал этой рукой Буша восемь лет назад. Теперь здороваюсь с вами. Я хочу стать вашим другом". В ответ Обама вежливо поинтересовался делами собеседника. Хотя содержательной беседы и не получилось, фотографии улыбок и рукопожатия сразу же облетели весь мир. Но на этом все не закончилось, президенты жали друг другу руки и улыбались еще как минимум два раза на протяжении саммита.
До экспромта с Обамой Чавес, как оказалось, успел договориться с Хиллари Клинтон по более конкретным вопросам, которые касались восстановления дипотношений между двумя странами и возвращения на свои рабочие места послов в Каракасе и Вашингтоне. По итогам молниеносных переговоров Чавес заявил, что новым послом Венесуэлы в США будет опытный дипломат, бывший глава МИДа Рой Чадертон. Если, конечно, его кандидатура устроит американцев. Госдеп факт переговоров подтвердил, заявив о "позитивном развитии событий".
Следующая встреча двух президентов произошла уже в зале заседаний. Уго Чавес приготовил президенту США подарок - книгу уругвайского писателя Эдуардо Галеано "Вскрытые вены Латинской Америки", в которой рассказывается, как колонизаторы из Европы и США практически грабили континент в течение 500 лет. После встречи Чавес охарактеризовал Обаму как "умного человека" в сравнении с его предшественником, а книга мгновенно стала бестселлером - в рейтинге интернет-магазина Amazon.com она заняла второе место, при том что до этого находилась где-то в 54-й тысяче.
Настойчивость Уго Чавеса в конце концов была вознаграждена. Перед тем как покинуть саммит, Барак Обама провел с ним короткую встречу за закрытыми дверями. О ее результатах известно немного. Вначале Обама сравнил Чавеса с известной телеведущей Опрой Уинфри, намекнув на рекордные продажи подаренной ему книги. "Вы как Опра Унфри, все, что бы Вы ни представляли, сразу же раскупается", - пошутил он. Позже, комментируя встречу, президент Венесуэлы заявил, что Обама подтвердил готовность начать "новый этап" в отношениях между двумя странами. Кроме того, президент США пообещал Чавесу не вмешиваться во внутренние дела стран Латинской Америки.
Наблюдатели отмечают, что отношения между странами Западного полушария и США, наверное, действительно вступают в новую фазу. Более прагматичную и менее идеологизированную. Одним из самых главных стимулов к этому является мировой финансовый кризис. Конечно, тому же Чавесу гораздо легче пикироваться с Белым домом при цене на нефть в 150 долларов за баррель, чем в условиях, когда она в три раза ниже. Однако несмотря на опьяняющий оптимизм и действительно отмеченную всеми открытость Барака Обамы, это только начало долгого и сложного пути.
Символом сохранившихся противоречий как раз и является книга, подаренная Чавесом американскому президенту. Это антиамериканское сочинение времен "холодной войны" отражает различия в их ценностях и взглядах на мир. К тому же, она написана на испанском языке, которым Обама не владеет.