Экономика
19:35, 21 апреля 2009

Трижды неудачник "Аэрофлот" снова предпринял безуспешную попытку выйти на рынок Европы

На протяжении последних трех лет "Аэрофлот" несколько раз пытался выйти на авиационный рынок Европы. Ни одна из трех осуществленных попыток успехом не увенчалась. Последний раз компания принимала участие в тендере на покупку чешского авиаперевозчика Czech Airlines, но была исключена из конкурса. Но даже если бы этого не произошло, не исключено, что "Аэрофлот" сам отозвал бы свою заявку - решение о покупке чешской компании не поддерживали крупнейшие акционеры российского авиаперевозчика.

Принятию решения об участии в конкурсе на покупку Czech Airlines (CSA) предшествовал долгий период внутренних разногласий в "Аэрофлоте". В частности, участие в тендере не поддерживали крупнейшие акционеры компании - государство в лице министра транспорта Игоря Левитина и Национальная резервная корпорация Александра Лебедева, контролирующая 30 процентов акций "Аэрофлота". В то же время выход на чешский рынок активно лоббировал бывший гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов, покинувший компанию 26 марта 2009 года.

Заявка на участие в тендере была подана 23 марта текущего года, а спустя три недели спецслужбы Чехии объявили российского перевозчика угрозой национальной безопасности. Это мнение базировалось в основном на том факте, что 51,17 процента "Аэрофлота" принадлежат российскому государству, допустить которое на территорию Чехии властям показалось неприемлемым.

В "Аэрофлоте" утверждали, что это мнение не повлияет на участие компании в конкурсе, однако Министерство финансов Чехии, проводящее тендер, пообещало принять его во внимание. После того, как 20 апреля компания выбыла из конкурса, стало очевидно, что чешский минфин свое обещание сдержал.

Официальных причин вывода "Аэрофлота" из тендера названо не было. Их не знают даже в "Аэрофлоте", заявившем в своем пресс-релизе буквально следующее: "Хочется надеяться, что решение чешских властей не было основано на подобных необъективных и политизированных оценках". Правда, ниже в том же тексте компания ссылается на "возросшие риски", которые "заставили "Аэрофлот" пересмотреть первичные намерения по принятию на себя связывающих финансовых обязательств по проекту".

Пожалуй, если бы эти формулировки были расставлены "Аэрофлотом" в обратном порядке, могло бы сложится впечатление, что компания и сама передумала покупать CSA, долгое время являвшуюся убыточной обузой чешского правительства. Следует отметить, что на протяжении всей истории с конкурсом "Аэрофлот" старался держаться "бодрячком", что хорошо видно, в частности, из комментариев компании относительно заявления чешских спецслужб.

Впрочем, даже если бы "Аэрофлот" прошел во второй этап конкурса по покупке CSA, компания скорее всего сама отозвала бы свою заявку. В конце марта новым гендиректором авиаперевозчика стал Виталий Савельев, который присоединился к лагерю противников покупки CSA. Он же заявил о необходимости сокращения издержек авиакомпании в условиях снижающегося пассажиропотока и глобального кризиса.

Былые планы

Последние три года "Аэрофлот" старался вести себя как амбициозный покупатель, которому очень хочется выйти на европейский рынок воздушных перевозок. Так, авиакомпания с 2007 года вела переговоры по покупке убыточного сербского национального перевозчика JAT Airways, постоянно подтверждая свою заинтересованность в этом приобретении. 51 процент акций JAT был выставлен на продажу 31 июля 2008 года, но к этому времени оптимизма у "Аэрофлота" практически не осталось.

Дело в том, что как раз к этому моменту цены на нефть на мировом рынке достигли рекордного значения в 147 долларов за баррель. В результате стоимость авиакеросина выросла в разы, умножив убытки мировых авиаперевозчиков и сделав потенциальную сделку по покупке JAT невыгодной. Кроме того, правительство Сербии запросило слишком высокую, по мнению "Аэрофлота", цену в 51 миллион евро. Как итог, российская компания приняла решение выйти из конкурса, результаты которого пока неизвестны.

В апреле 2007 года "Аэрофлот" также принимал участие в тендере на покупку итальянской авиакомпании Alitalia. Покупать планировалось от 30,1 до 49,9 процента акций, которые оценивались в 3 миллиарда евро. Из них 1,5 миллиарда должны были пойти на погашение долгов Alitalia. В июле 2007 года "Аэрофлот" вышел из конкурса, заявив, что плюсы от сделки вряд ли перевесят трудности, с которыми столкнулся итальянский авиаперевозчик, не получавший прибыли с 2002 года.

В апреле 2008 года "Аэрофлот" вновь решил возобновить переговоры с Alitalia, но так и не сделал этого. Причин тому было несколько. Во-первых, в авиаперевозчике жаловались на настороженное отношение итальянских политиков к российской компании. Во-вторых, премьер-министр Италии Сильвио Берлускони окончательно отбил всякую охоту у "Аэрофлота" покупать Alitalia, когда заявил, что видит в Air France-KLM, участвовавшей в конкурсе, хорошего партнера для итальянской компании. Впрочем, Air France-KLM позже тоже выбыла из конкурса, а Alitalia была продана группе итальянских инвесторов Compagnia Aerea Italiana.

Летом 2008 года "Аэрофлот" заявил о том, что намерен принять участие в тендере по приватизации национальной авиакомпании Австрии - Austrian Airlines. Впрочем, свое решение российский перевозчик быстро отменил. Причиной стали все те же высокие цены на авиакеросин, а также слишком высокая стоимость, которую запросило австрийское правительство за 42,75 процента Austrian Airlines.

Попытки по выходу в Европу, предпринятые "Аэрофлотом" за последние два года, кажутся не совсем адекватными, поскольку все они происходили примерно по одинаковому сценарию. Сперва компания бодро заявляла о готовности купить того или иного перевозчика, подавала заявку, а потом по какой-либо причине из конкурса выходила. Причины стремления показать свою активность не совсем понятны. Особенно если учесть, что "Аэрофлот", присматриваясь ко всем продающимся в Европе активами, так ни разу и не озвучил внятной стратегии на европейском рынке.

< Назад в рубрику