Россия
20:44, 21 апреля 2009

Первый пошел! Суд принял решение об условно-досрочном освобождении Светланы Бахминой

Преображенский суд Москвы удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении (УДО) бывшего юриста компании "ЮКОС" Светланы Бахминой. Добиться этого ей удалось только с третьей попытки после неоднократных обращений деятелей культуры и членов Общественной палаты при президенте РФ. Бахмина стала первым из осужденных менеджеров "ЮКОСа", который выйдет на свободу.

Светлана Бахмина пока еще находится в следственном изоляторе "Матросская тишина". Его руководство характеризовало бывшего юриста "ЮКОСа" с положительной стороны. Это позволило суду признать, что Бахмина "утратила общественную опасность". Судья Ирина Вырышева также приняла во внимание наличие у осужденной трех несовершеннолетних детей, отсутствие нареканий за время отбывания наказания и признание ею своей вины.

Как ожидается, Бахмина покинет СИЗО вечером 21 апреля, когда туда поступят документы из суда. В ее дальнейшие планы входит возобновление юридической практики. Но это произойдет только, когда подрастет ее дочь, которую она родила в тюремной больнице в ноябре 2008 года. Бахмина даже не присутствовала на судебном заседании и, по информации из ее окружения, не намерена в ближайшее время общаться с журналистами.

Бахмина занимала должность заместителя начальника правового управления дочерней структуры НК "ЮКОС" компании "ЮКОС-Москва". В декабре 2004 года она была арестована. Ее обвинили в соучастии в расхищении активов дочерних компаний "ЮКОСа" на сумму более восьми миллиардов рублей, а также в крупном уклонении от уплаты налогов. В апреле 2006 года Бахмина была приговорена к семи годам лишения свободы в колонии, хотя прокурор просил для нее девять лет. Спустя несколько месяцев срок заключения ей сократили до шести с половиной лет, так как истек срок давности в части обвинения, касающейся уклонения от уплаты налогов.

В октябре 2006 года Бахмина была этапирована в колонию на территории Мордовии. Всего она провела в заключении более четырех лет. После отбытия более половины срока наказания она воспользовалась своим правом попросить об УДО. Однако Зубово-Полянский суд дважды отказывал ей. В октябре 2008 года общественность начала массовую кампанию в Рунете за помилование Бахминой. Сбор подписей под обращением к президенту страны осуществлялся на специально созданном сайте. На недавнем заседании Совета по правам человека при президенте РФ его член, телеведущая Светлана Сорокина, рассказала Дмитрию Медведеву, что она тоже была в числе подписавшихся под обращением. Всего было собрано более 95 тысяч подписей.

История Бахминой получила огласку в основном по гуманитарным, а не политическим мотивам: на свободе у нее остались двое несовершеннолетних детей, и вскоре после вынесения приговора она просила отсрочить его исполнение до их совершеннолетия, однако ее просьбу не удовлетворили. Кроме того, находясь в заключении, Бахмина снова забеременела.

Уже после вынесения положительного решения по УДО министр юстиции Александр Коновалов отметил, что в случае с Бахминой следовало не доводить дело до судебного рассмотрения, а применить институт помилования, как раз созданный для таких целей. Глава Минюста также пообещал разобраться, насколько виноваты структуры Федеральной службы исполнения наказаний в том, что процесс рассмотрения прошения об УДО растянулся почти на год.

Освобождение Бахминой стало уже вторым позитивным прецедентом, связанным с делами осужденных и подсудимых "юкосовцев". В январе 2009 года под залог в 50 миллионов рублей был освобожден из-под стражи бывший начальник Бахминой Василий Алексанян. Процесс по его делу уже неоднократно откладывался по состоянию его здоровья: у Алексаняна были выявлены СПИД и онкологическое заболевание, в связи с чем он содержался под охраной в больнице.

В настоящее время решается вопрос о том, может ли он принимать участие в судебных заседаниях по медицинским показателям. Алексаняна обвиняют в хищении имущества дочерних компаний "ЮКОСа" на сумму более 12 миллиардов рублей. В отличие от Бахминой, он не признает себя виновным.

Также отказываются признавать свою вину бывший глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский и бывший глава МФО "МЕНАТЕП" Платон Лебедев, которые ранее были осуждены на восемь лет за финансовые махинации и уклонение от уплаты налогов. В этот раз их обвиняют в хищении нефти и акций стоимостью почти в 900 миллиардов рублей и легализации выручки. Бизнесмены подвергают сомнению доказательную базу обвинения, так как, по их мнению, факт хищения следствию доказать не удалось.

Несмотря на то, что последние решения в отношении Алексаняна и Бахминой, казалось бы, указывают на начавшуюся либерализацию в отношении бывших топ-менеджеров "ЮКОСа", защита Ходорковского настроена скептически. По мнению адвоката Юрия Шмидта, Алексанян и Бахмина оказались на свободе "просто потому, что каждое безобразие должно иметь свои приличия".

< Назад в рубрику