У них все было по-своему: они пели, танцевали, декламировали, сами меняли декорации на сцене. А зрители с жадной благодарностью следили за каждым жестом актеров, за каждой интонацией, за каждым словом. Слава бежала впереди театра на Таганке, но все знали, с каким боем Любимов выбивал каждую постановку. Удивительно, что за 45 лет эти рассказы все еще не стали историей: театр по-прежнему молод, в нем все ново.
"Время, остановись — ты отвратительно", — говорили они в "Антимирах". Но оно не остановилось, и досадно мало осталось материалов о тех первых спектаклях, которые снискали им славу. Начали они, как известно, с Брехта, с "Доброго человека из Сезуана". Подумать только, Высоцкий сразу играл бога. Вот ведь были времена.
***
И про революцию они играли здорово и интересно. В их исполнении и хорошо известный текст Джона Рида звучал свежо и необычно.
"Что же, тут будет бой?" — спросил я.
— "Скоро, скоро!" — беспокойно отвечал солдат. — "Проходи, товарищ, как бы тебе не влетело! Вон с той стороны придут…" — и он показал в сторону Адмиралтейства.
"Да кто придет-то?"
"Этого, братишка, не могу сказать", — ответил он, сплевывая.
У подъезда дворца стояла толпа солдат и матросов. Матрос рассказывал о конце Совета Российской республики. "Мы вошли, — говорил он, — и заняли все двери своими товарищами. Я подошёл к контрреволюционеру-корниловцу, который сидел на председательском месте. Нет больше вашего Совета, сказал я ему. Ступай домой!"
Фото Анатолия Гаранина
***
Они приучили залы слушать новых трибунов.
Да здравствуют Антимиры!
Фантасты — посреди муры.
Без глупых не было бы умных,
оазисов — без Каракумов.
Нет женщин — есть антимужчины,
в лесах ревут антимашины.
Есть соль земли. Есть сор земли.
Но сохнет сокол без змеи.
Они читали со сцены стихи о войне.
За наши судьбы (личные),
За нашу славу (общую),
За ту строку отличную,
Что мы искали ощупью,
За то, что не испортили
Ни песню мы, ни стих,
Давайте выпьем, мертвые,
За здравие живых!
Фото из архива театра
***
Эту голову с шеи сшибить нелегко.
Оренбургская заря красношерстной верблюдицей
Рассветное роняла мне в рот молоко.
И холодное корявое вымя сквозь тьму
Прижимал я, как хлеб, к истощенным векам.
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека.
Фото из архива театра
***
Один я. Наконец-то!
Какой же я холоп и негодяй!
Не страшно ль, что актер проезжий этот
В фантазии, для сочиненных чувств,
Так подчинил мечте свое сознанье,
Что сходит кровь со щек его, глаза
Туманят слезы, замирает голос
И облик каждой складкой говорит,
Чем он живет! А для чего в итоге?
Из-за Гекубы!
Что он Гекубе? Что ему Гекуба?
А он рыдает. Что он натворил,
Будь у него такой же повод к мести,
Как у меня? Он сцену б утопил
В потоке слез, и оглушил бы речью,
И свел бы виноватого с ума,
Потряс бы правого, смутил невежду
И изумил бы зрение и слух.
Фото из архива театра
***
Они осваивали прозу по-новому.
Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит, - нет, уж какой тут Миколка, голубчик Родион Романыч, тут не Миколка!
Эти последние слова, после всего прежде сказанного и так похожего на отречение, были слишком уж неожиданны. Раскольников весь задрожал, как будто пронзенный.
— Так... кто же... убил?... — спросил он, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлен вопросом.
— Как кто убил?... — переговорил он, точно не веря ушам своим, - да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с... — прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.
***
Им все под силу. В день юбилея они играют "Сказки". Как дети, в самом деле.