Мир
16:33, 23 апреля 2009

Львы и Тигры Ланкийская армия и тамильские сепаратисты готовятся к последнему сражению

Многолетняя война правительства Шри-Ланки с тамильскими повстанцами, длившаяся с 1983 года, подходит к концу. Тамильские сепаратисты из группировки "Тигры освобождения Тамил-Илама" оказались заперты на северо-востоке страны, на небольшом участке земли площадью не более 15 квадратных километров. Армия усиливает нажим. Тем не менее, успех военной операции еще не означает победы. Этнический и социальный конфликт между сингальским большинством - "львами" ("сингалец" в дословном переводе с сингальского - "лев") и "тиграми" - тамильским меньшинством, которым отмечена история Шри-Ланки, не может окончиться сразу. Необходимо политическое решение. Да и сама победа может оказаться горькой: в зоне боевых действий находятся десятки тысяч мирных жителей, оказавшихся между двух огней.

История вооруженного конфликта на Шри-Ланке была отмечена неожиданными поворотами. Армия не раз выбивала "тамильских тигров" с занятых ими территорий на северо-востоке острова, правительство уже не раз заявляло, что с боевиками фактически покончено и обещало их скорый и окончательный разгром. Однако у тамильских сепаратистов постоянно находились людские и материальные ресурсы, позволявшие им восстановиться и отыграть проигранное. Так было в 1995-96 годах во время операций Riviresa I, II и III, когда правительственные войска установили контроль над всем полуостровом Джафна. Однако в июле 1996 года тамилы начали контрнаступление, вытеснили правительственные войска и заняли новые районы.

Но в этот раз тамильские "тигры", похоже, действительно проиграли. В результате боевых действий последних трех лет, и в особенности, массированной операции, начатой в 2008 году, ланкийская армия полностью выбила сепаратистов с занимаемых территорий. Еще в 2007 году "Тигры освобождения Тамил-Илама" контролировали 18 тысяч квадратных километров на севере и востоке Шри-Ланки - территория, на которой они намеревались основать собственное независимое тамильское государство "Тамил-Илам". Теперь они ведут отчаянные бои на последнем клочке земли. За последние три года боев "тигры", по данным властей Шри-Ланки, потеряли 18 тысяч человек. В результате последнего наступления ланкийской армии они потеряли все опорные пункты, включая столицу своего непризнанного государства - город Килиноччи.

Инфраструктура "тигров" полностью разрушена. О том, кто и как ими теперь руководит, мало что известно. Некоторые из лидеров сепаратистов 22 апреля сдались правительственным войскам. Сам лидер тамильских "тигров" Велуппилай Прабхакаран (Velupillai Prabhakaran) не появлялся на публике около 18 месяцев. В феврале 2009 года ланкийская армия захватила его бункер, однако самого Прабхакарана обнаружить так и не удалось. Тогда же появились предположения, что он уже покинул Шри-Ланку. По другим данным Прабхакаран никуда не уехал. Глава корреспондентского бюро AFP на Шри-Ланке Амаль Джайсинге (Amal Jayasinghe) в интервью BBC News отметил, что Прабхакаран традиционно отличался воинственными настроениями и не раз заявлял, что "тигры" будут сражаться до последнего, пока не погибнут. Не исключено, что он окопался с уцелевшими бойцами на оставшемся клочке земли и намерен дать последний бой.

Власти Шри-Ланки выдвинули окруженным "тиграм" 24-часовой ультиматум с требованием сдаться до 06:30 22 апреля, однако ультиматум был отклонен сепаратистами. Пресс-секретарь "Тигров освобождения Тамил-Илама" заявил, что "тигры" никогда не сдадутся, продолжат борьбу и, опираясь на тамильский народ, несомненно, победят.

Беженцы направяющиеся из зоны боев. Фото AFP
Lenta.ru

Именно грядущий "последний бой" вызывает наибольшее беспокойство у представителей международного сообщества. Последний оплот тигров находится в густонаселенном районе. Жертвами финальной ожесточенной схватки, когда одним терять нечего, а другим надо будет победить любой ценой, могут стать десятки тысяч человек. Каково точно число мирных граждан, фактически оказавшихся в заложниках вооруженного противостояния, не сообщается. В целом оценить положение в регионе крайне сложно: власти Шри-Ланки не пускают туда журналистов и сотрудников гуманитарных организаций. На месте работают лишь представители "Врачей без границ", которые говорят о "катастрофической" гуманитарной ситуации. Известно, что из района боевых действий начался массовый исход беженцев. Между тем, данные о том, скольким удалось покинуть зону боев, а кто остался, разнятся.

Так власти Шри-Ланки сообщили, что только за понедельник и вторник, 20-21 апреля, район боестолкновений покинули 62 тысячи 609 человек, а остались еще 10 тысяч. Между тем ООН со ссылкой на свои источники сообщало, что оставшихся значительно больше - около 40 тысяч. Со своей стороны, представители командования ланкийской армии сообщили, что за указанный период из-под огня были выведены 50 тысяч человек и еще 20 тысяч осталось. В среду, 22 апреля, представители ланкийских властей озвучили новые цифры: 81 тысяча 420 человек покинули опасную зону. Сколько осталось, не уточняется, как и раньше называются разные цифры - 10, 20 или 30 тысяч.

Тамильские "тигры" и ланкийская армия поочередно обвиняют друг-друга в использовании мирного населения в качестве живого щита. 21 апреля представители тамильских "тигров" заявили, что результате артобстрелов и массированной бомбардировки, осуществленных вооруженными силами Шри-Ланки, в один день были убиты сразу 1000 человек. "Тигры" обвинили военных в том, что они используют мирных граждан для преодоления минных заграждений, пуская их перед собой на минные поля. Со своей стороны, командование ланкийской армии, ссылаясь на слова некоторых беженцев, утверждает, что "тигры" убивают тех мирных граждан, кто пытается покинуть зону конфликта. Разумеется, что ни одно их вышеперечисленных заявлений так и не получило независимого подтверждения.

Демонстрация в Лондоне в защиту тамилов с требованием прекратить огонь. Фото AFP
Lenta.ru

Международное сообщество попыталось подключиться к разрешению кризиса. Так заместитель государственного секретаря США по региону Южной Азии Майкл Оуэн (Michael Owen) предложил президенту Махинде Раджапаксе (Mahinda Rajapakse) объявить амнистию тамильским сепаратистам, если они сдадутся и тем самым помогут избежать кровопролития, однако Раджапакса отклонил это предложение, заявив, что никакой амнистии Прабхакарану и его боевикам не будет. Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер высказался за проведение совместной франко-британской операции, чтобы помочь гражданскому населению покинуть зону боев, однако пока эта перспектива более чем туманна, да и согласовать ее проведение с президентом Шри-Ланки вряд ли будет возможно. Тем временем армия продолжает военные действия, которые теперь официально именуются "операцией по спасению заложников". Сколько заложников поляжет при спасении, остается только гадать.

В целом арсенал воздействия западных государств на власти Шри-Ланки не особо велик. Прежде всего, потому, что во многих из них "Тигры освобождения Тамил-Илама", признаны террористической организацией. Поэтому многотысячные демонстрации протеста, организованные тамильской диаспорой в Лондоне, Париже и Оттаве, хотя и проходили бурно и привели к десяткам задержаний, не возымели должного эффекта. Между тем стало очевидным главное противоречие сложившейся ситуации - победа над боевиками, над так называемым "терроризмом", еще не значит успешного разрешения многолетнего конфликта между сингальским большинством и тамильским меньшинством - между "львами" и "тиграми". Властям Шри-Ланки необходимо четко разделить с одной стороны - ликвидацию террористов, с другой - обеспечение равных прав за тамильским меньшинством, и не относиться к тамилам как к побежденным.

В противном случае со временем нужно ждать нового витка противостояния. Борьба тамилов за равноправие с сингалами может легко перерасти в партизанскую войну. Визитной карточкой тамильских сепаратистов всегда были теракты в исполнении смертников и смертниц, которые тренировались в специальном подразделении "Черные тигры". Поэтому не исключено, что Шри-Ланку может захлестнуть волна терактов, организованных тамильским подпольем. Однако пока президент Раджапакса не готов к компромиссам. Да и большинство сингальцев, по словам главы фонда Фридриха Эберта в Коломбо Йоахима Шлуттера (Joachim Schluetter), верит в то, что конфликт можно успешно разрешить военным путем. Никаких усилий к миру пока не предпринимается, а значит, как это ни прискорбно, мира не будет.

< Назад в рубрику