Россия
23:05, 23 апреля 2009

Охота на ведьм Администрацию Буша хотят наказать за жестокую борьбу с терроризмом

В США полным ходом идет обсуждение спорной контртеррористической политики прежней администрации. Публикуются новые сведения о методах работы ЦРУ, которые критики расценивают как пытки, и демократы с правозащитниками требуют провести масштабное расследование. А президент, вроде бы не желавший "ворошить прошлое", понемногу сдает позиции: очень уж правдоискатели хотят кого-нибудь наказать. Только вот непонятно, кого, как и за что именно.

Придя в Белый дом, Барак Обама отрекся от "войны против террора" и приказал закрыть зарубежные тюрьмы США. Леон Панетта, новый директор ЦРУ, обещал, что никаких пыток больше не будет, но администрация неоднократно давала понять, что искать виновных не хочет. Называя прежний антитеррористический курс "мрачной страницей истории", новый президент вместе с тем призывал "во времена великих испытаний" от охоты на ведьм воздержаться.

Устремить взгляды в будущее и перевернуть "мрачную страницу" не получилось. В апреле был обнародован - в результате "слива", обстоятельства которого неизвестны, - предназначенный для властей США секретный доклад Красного креста. Речь в докладе, подготовленном еще в 2006 году, шла о допросах с пристрастием, которым ЦРУ подвергало подозреваемых в терроризме. Документ содержал некоторые новые подробности - выяснилось, в частности, что в пытках участвовали медики, - однако сами жестокие методы следователей уже давно секретом не являются.

В зарубежных тюрьмах ЦРУ и лагере на базе в Гуантанамо заключенных подвергали психологическому давлению в разных формах (от угроз расправой до прослушивания рок-музыки) и физическим мучениям. Агентов "Аль-Каеды" надолго запирали в одиночных камерах, приковывали за руки, ставили в неудобные позы. Но наибольшую известность получила так называемая "пытка водой", по-английски - waterboarding. Это процедура, при которой человека привязывают к горизонтальной поверхности, а потом заливают ему рот водой, что приводит к "частичному утоплению". Потом откачивают и задают вопросы.

Под давлением обстоятельств

В прошлый четверг были опубликованы меморандумы о применении жестких методов допроса в ЦРУ, согласованные министерством юстиции и Белым домом. В документах перечислены допустимые методы допроса, в том числе и пресловутая пытка водой. Комментируя обнародование меморандумов, Обама подчеркнул, что следовавшие им сотрудники ЦРУ не будут подвергнуты судебному преследованию или должностным взысканиям. Заявление президента вызвало отповедь со стороны ООН: специальный докладчик Объединенных Наций по вопросам пыток Манфред Новак (Manfred Nowak) обвинил Обаму в нарушении международного права.

Барак Обама. Фото AFP
Lenta.ru

Помимо критики из-за рубежа (к примеру, возможность расследования пыток ЦРУ рассматривает известный по громким делам испанский судья Бальтасар Гарсон), активное давление на Обаму оказывают его однопартийцы. Во вторник очередной доклад о наболевших вопросах выпустил сенатский комитет по делам вооруженных сил. В нем речь шла о том, что жестокой практике ЦРУ активно следовали военные, а также назывались ответственные члены администрации Джорджа Буша: бывший вице-президент Дик Чейни, бывший глава Пентагона Доналд Рамсфелд и бывший генпрокурор Альберто Гонсалес.

В среду сенатский комитет по делам разведки опубликовал хронологию согласования пыток в администрации Буша. Как выяснилось, первой санкционировала применение пытки водой - в виде устной санкции - Кондолизза Райс, тогдашний советник президента по национальной безопасности, а позднее госсекретарь. В июле 2002 года она дала ЦРУ добро на жесткий допрос Абу Зубайды (Abu Zubaydah) - одного из влиятельных лиц в "Аль-Каеде". Лишь через несколько недель после этого пытка водой получила благословение в министерстве юстиции.

Подала голос и спикер Палаты представителей Нэнси Пилози. В среду она недвусмысленно дала понять, что законодатели-демократы намерены в любом случае добиваться расследования - независимо от позиции президента и возможности предъявить кому-то уголовные обвинения. Пилози выступает за создание "комиссии правды" наподобие "Комиссии 9/11", разбиравшейся в обстоятельствах терактов 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Под давлением критики Обама пошел на попятную. Уже во вторник президент заявил, что не будет препятствовать созданию той самой "комиссии правды", хотя создавать ее и "не предлагает". Впрочем, президент говорил пока о расследовании не в отношении исполнителей, а в отношении тех, кто пытки санкционировал. Имена этих людей известны: это бывшие юристы администрации Буша - Джон Ю (John C. Yoo), Джей Байби (Jay S. Bybee) и Стивен Брэдбери (Steven G. Bradbury). Именно они определили, например, что поливание заключенного водой не причиняет нестерпимую боль и страдание и не может считаться пыткой.

Следствие не закончено

Чем бы ни руководствовались сторонники расследования - неприязнью к администрации Буша или стремлением защищать человеческие права - перспективы их начинания сомнительны. Так, шаткость возможных обвинений против правительственных юристов понимают даже противники прежней власти. Во-первых, надо доказать, что юристы намеренно дали неверное толкование правовых норм, связанных с пытками: в противном случае, их можно уличить только в непрофессионализме, а он уголовным преступлением не является. Во-вторых, если судить авторов меморандумов - своего рода промежуточное звено, будет нелогично оставить без наказания членов администрации Буша, которые первыми давали санкции на пытку водой и прочие жестокие процедуры.

Деннис Блэр. Фото AFP
Lenta.ru

Наконец, не закрыт - как бы ни хотелось критикам - вопрос об оправданности спорных методов прежней администрации. Аргумент сторонников Буша простой: после терактов 11 сентября от правительства хотели предотвращения новых атак, для их предотвращения требовалась информация, и информацию получали от подозреваемых без лишних церемоний. Такую точку зрения в понедельник в очередной раз представил "серый кардинал" старой администрации - Чейни.

Бывший вице-президент рассказал, что ранее направил в ЦРУ запрос о публикации секретных материалов, которые бы подтвердили эффективность жестких допросов для предотвращения терактов. Чейни подчеркнул, что публикуя только санкционирующие пытки меморандумы, но не сведения о плодах допросов, новые власти поступают предвзято и не дают обществу объективного представления о политике Буша.

Учитывая мрачную репутацию Чейни - противники считают его беспринципным и жестоким - его слова можно было бы оставить без внимания, однако его суждения отчасти подтверждает и новая администрация: одновременно с публикацией меморандумов ЦРУ новый начальник Национальной разведки Деннис Блэр выпустил для своих подчиненных должностную записку, в которой признал, что жестокие допросы помогли получить очень ценную информацию. Что характерно, прессу первоначально ознакомили с этой запиской в урезанной версии, в которой ни о каком положительном эффекте речи не было. Лишнее подтверждение тому, что пыточная эпопея в ближайшее время не завершится.

< Назад в рубрику