В Комсомольске-на-Амуре неудачей закончились испытания одного из прототипов перспективного российского истребителя Су-35. В воскресенье, 26 апреля, самолет выкатился за пределы взлетной полосы и столкнулся с препятствием. В результате аварии истребитель разрушился и сгорел. Летчик-испытатель Евгений Фролов в последний момент успел катапультироваться. Для расследования причин инцидента создана специальная комиссия.
Как всегда в таких случаях информация поступает противоречивая, тем более, что дело касается новейших военных разработок. В СМИ были озвучены две версии случившегося: поломка тормозной системы и сбои в системе подачи топлива. Каждая в отдельности или в совокупности, эти неисправности не позволили самолету вовремя остановиться или, наоборот, набрать необходимую для взлета скорость.
До конца не ясно также, что случилось с летчиком. Представитель Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного предприятия сообщил "Российской газете", что летчик не пострадал. В той же статье сообщается, что Фролов доставлен в больницу с ожогами и травмами.
Разбившийся самолет был четвертым из этой серии, построенным на заводе в рамках программы по созданию нового истребителя. Он был так называемым третьим летным экземпляром. Всего Су-35 уже совершили более ста испытательных полетов, ввод в строй еще одной машины должен был довести их количество до 150-160 уже во втором квартале 2009 года.
О программе испытаний, которые проходили на аэродроме "Дземги" в воскресенье, также известно очень мало. По одной версии, новый самолет должен был произвести рулежку и нескоростную пробежку по взлетной полосе. В то же время некоторые источники утверждают, что истребитель должен был совершить первый полет.
Место столкновения с препятствием и начало пожара, столб дыма от которого, по словам очевидцев, был виден из центра города, также пока невозможно установить. По информации газеты "Взгляд", столкновение произошло в конце взлетно-посадочной полосы. "Российская газета" сообщила, что самолет съехал с полосы, при этом у него загорелся левый двигатель, и только после этого истребитель столкнулся с каким-то объектом.
Разбившийся Су-35 отличался от построенных ранее тем, что на нем установили модернизированные двигатели. По плану испытания истребителя с новыми двигателями должны были состояться в пятницу, 24 апреля. Однако тогда возникли технические затруднения, двигатели не удалось запустить. Поиски неисправности продолжались до воскресенья, после их устранения испытания были продолжены. Стоимость сгоревшей машины ориентировочно оценивают в 36-38 миллионов долларов США.
Новый российский истребитель Су-35БМ впервые поднялся в воздух 19 февраля 2008 года. Уже 20 февраля самолет продемонстрировали тогдашнему президенту Владимиру Путину и его будущему преемнику Дмитрию Медведеву. Первый демонстрационный полет, когда самолет показали представителям Минобороны и иностранных посольств, прошел 7 июля 2008 года в Жуковском. В течение шести минут истребитель выполнил несколько фигур высшего пилотажа.
Однако столь плотный график работ в истории этого проекта являлся скорее исключением, чем правилом. Модернизация или замена хорошо зарекомендовавших себя истребителей Су-27 назревала уже давно. Первый серийный "Су" с индексом "35" поднялся в воздух в апреле 1992 года. В сложных условиях того времени было построено 12 самолетов, однако в дальнейшем работы над проектом были свернуты из-за финансовых затруднений.
Острая необходимость в обновлении парка авиатехники ВВС России заставила возобновить проект. К уже известной марке Су-35 добавился буквенный индекс "БМ", что означало "большая модернизация". Несмотря на то, что внешне самолет оставался очень похожим на своего предшественника Су-27, это была уже совершенно другая боевая машина, которая по принятой в мире классификации относилась к поколению "4++". На ее базе планировалось отработать технологические и конструкторские решения для создания в ближайшем будущем полноценного истребителя пятого поколения и ликвидировать возникшее отставание от лидеров рынка вооружений.
Новый планер истребителя существенно повысил его ресурс, управление стало полностью электродистанционным, без прямой механической связи. Современная авионика, новые двигатели "117С" с управляемым вектором тяги и повышенной на 16 процентов мощностью, бортовая информационно-управляющая система, радиолокационная система с фазированной антенной решеткой "Ирбис-Э" и множество других усовершенствований превратили давно знакомый самолет в отвечающую современным реалиям боевую систему, многие характеристики которой уникальны.
По планам серийное производство Су-35БМ должно начаться в 2010-2011 годах и будет продолжаться до 2020 года. Ранее корпорация "Сухой" заявляла о том, что планирует произвести и поставить заказчиками 160 самолетов. Такой объем продаж позволил бы полностью окупить затраты на создание истребителя.
Часть самолетов должна поступить на вооружение российских ВВС, однако новой машиной заинтересовались также представители стран Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. По многим своим характеристикам Су-35БМ превосходит натовские истребители "Мираж", "Грипен", "Хорнет", "Тайфун" и "Рафаль". По мнению специалистов, машина имеет значительный экспортный потенциал. Достойную конкуренцию российскому самолету может составить американский модернизированный истребитель F/A-18E/F Super Hornet, однако стоит он значительно дороже.
С 2015 года в России параллельно с выпуском Су-35БМ планируется начать производство полноценной боевой машины пятого поколения. В настоящее время самолеты такого класса стоят на вооружении только ВВС США. Это истребители F-22A Raptor. Активно идет подготовка к запуску в серию еще одного самолета пятого поколения - истребителя-бомбардировщика F-35 Lightning II.
Объявленные ранее планы российских производителей и военачальников составлялись еще до кризиса. Как в дальнейшем будут воплощаться эти программы, сказать пока трудно. Потеря одного из прототипов при создании новых образцов техники дело, в общем-то, обычное. Однако в тяжелые времена сдвиг программы испытаний может повлечь гораздо более весомые последствия. Главное, чтобы многолетняя эпопея создания и запуска в серию Су-35 не превратилась в бесконечный сериал с движением по замкнутому кругу.