Экономика
22:58, 28 апреля 2009

Фонд недобытой нефти Минэнерго предложило включить в госрезерв неразработанные месторождения

Идея создания государственного резерва нефти для регулирования цен на внутреннем рынке, предложенная Министерством энергетики России еще в 2002 году, из-за резкого роста, а затем падения стоимости топлива на мировом рынке в 2008 году вновь стала предметом активного обсуждения в правительстве. Правда, изначальная задача, поставленная перед госрезервом, похоже, начала отходить на второй план.

Госрезерв

Семь лет назад Минэнерго России объявило, что изучает возможность создания российского государственного стратегического резерва нефти, который будет использоваться для контроля нефтяных цен на внутреннем рынке. В частности, в случае резкого роста стоимости нефти правительство могло бы "выбросить" на рынок некоторые объемы топлива и, таким образом, добиться снижения цен. Методика нефтяных интервенций была предложена Федеральной антимонопольной службой России. Кроме того, предполагалось использование госрезерва при дефиците нефтепродуктов на рынке.

Минэнергетики совместно с правительством России выработало в 2002 году также и основные параметры резерва. Так, для решения оперативных задач объем госрезерва должен был составить от пяти до десяти миллионов тонн нефти, а для стратегических - в два-три раза больше. Тем не менее, "общего видения" условий создания и функционирования госрезерва выработано не было. В частности, власти не смогли определиться с тем, как хранить столь существенные объемы нефти, поскольку соответствующего резервуарного парка в стране не существовало.

С 2002 года о госрезерве нефти практически забыли. Тема несколько раз всплывала в политических кругах, но сколько-нибудь конструктивных предложений по ней не принималось. В 2008 году, когда цены на нефть взлетели до рекордных 147 долларов за баррель, а затем опустились до 45-50 долларов за баррель, правительство решило вернуться к идее Минэнерго.

В июне 2008 года вице-премьер России Игорь Сечин поручил Министерству экономического развития, Росрезерву и Минэнерго решить вопрос о поставках нефти и нефтепродуктов для нужд государства. В феврале 2009 года стало известно, что министерства подготовили проект госрезерва, который должен был поступить на рассмотрение правительства в марте. Фактически же подготовленный документ копировал основные положения Минэнерго, предложенные в 2002 году, и не решал основной задачи - способов хранения.

Позднее нефтяная компания "Транснефть" объявила, что готова построить хранилища для государственного резерва нефти в кратчайшие сроки. При этом компания добавила, что в России уже существуют необходимые технологические расчеты для сооружения нефтехранилищ мощностью 50 и 100 тысяч тонн.

Впрочем, российские власти нашли иное решение - в госрезерв было предложено включать не саму нефть, а нефтяные и газовые месторождения. С такой идеей выступило Минэнерго, заявившее, что в условиях кризиса строительство нефтяных танков для хранения необходимых запасов нефти может оказаться чрезмерно затратным. Одновременно были разработаны критерии отбора месторождений для госрезерва - в него должны были попасть участки, запасы нефти которых превышают 30 миллионов тонн, а газа - 50 миллиардов кубометров.

Спустя еще месяц Минэнерго подготовило список, в который были включены более десяти месторождений, и направило его на рассмотрение правительства России. Предложенный список ранее был согласован с Сечиным. В число месторождений для госрезерва попали крупные участки имени Требса и Титова в Ненецком автономном округе. Эти месторождения относятся к разряду стратегических, входят в нераспределенный фонд, а их доказанные запасы нефти превышают 230 миллионов тонн.

Решение властей о включении в госрезерв не собственно добытой нефти, а лишь месторождений нераспределенного фонда может говорить о том, что изначальная задача регулирования цен отошла на второй план. Подавляющая часть участков, предложенных для госрезерва, не готова к оперативной промышленной разработке, а значит власти просто не смогут получать необходимые объемы нефтепродуктов для интервенций на рынке. Не исключено, что создание резерва позволит властям "защитить" крупные месторождения от частных нефтяных компаний, которые они контролировать не в состоянии.

В апреле 2008 года в рамках создания госрезерва в закон "О недрах" были внесены некоторые поправки, согласно которым фонд создается для обеспечения потребностей России в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых в перспективе. При этом месторождения, внесенные в фонд, не могут быть предоставлены компаниям в пользование до тех пор, пока участки оттуда не исключат.

Американский опыт

За все время существования идеи создания госрезерва нефти чиновники неоднократно ссылались на американскую модель формирования стратегических запасов нефти, которая позволяет стране влиять на цены на мировом рынке. Собственные запасы нефтяных месторождений США оцениваются в 20,9 миллиарда баррелей. Для сравнения, запасы нефти в России составляют более 80 миллиардов баррелей, а Саудовской Аравии - 266,8 миллиарда баррелей.

Создание стратегических резервов в США оправданно тем, что потребление нефти в стране намного превышает ее производство. По данным на конец 2007 года, добыча нефти в США составляла около 8 миллионов баррелей в сутки, а потребление - более 20,6 миллиона баррелей в сутки. Сегодня стратегический нефтяной запас США является крупнейшим в мире и составляет около 100 миллионов тонн (733 миллиона баррелей нефти).

Нефтяные резервы США используются для регулирования цен на внутреннем рынке. В частности, часть нефти из резервов была использована осенью 2008 года для снижения стоимости бензина. Кроме того, запасы нефти могут быть использованы в случае чрезвычайной ситуации, такой как, например, перебои импорта нефтепродуктов.

По примеру США на протяжении последних нескольких лет собственные стратегические резервы нефти создает Китай. Сейчас объем этих запасов оценивается в пять миллионов тонн, но согласно планам правительства страны они будут увеличены до 12 миллионов тонн уже к 2010 году. Согласно расчетам властей, запасы в 12 миллионов тонн позволят Китаю в случае кризиса на протяжении месяца обходится без импорта нефтепродуктов.

Следует отметить, что и американские, и китайские резервы формируются за счет уже добытой нефти, что позволяет странам оперативно реагировать на ситуацию на рынке и влиять на цены. Государства Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) также владеют совместным стратегическим резервом в 150 миллионов тонн нефти, созданным в начале 2000-х годов на случай, если США начнут войну в Ираке. С тех пор этот резерв не использовался.

Впрочем, страны ОПЕК и без стратегического резерва могли оказывать влияние на нефтяной рынок благодаря значительным объемам добываемых углеводородов. В случае, если цены на нефть необходимо было повысить, ОПЕК сокращала добычу нефти, чтобы создать искусственный дефицит. Тем не менее, в условиях текущего кризиса эта модель оказалась малоэффективной, поскольку падение спроса на нефтепродукты происходит быстрее снижения объема предложения.

Каким образом правительство России представляет себе использование госрезерва нефти, пока не понятно. Включение в фонд практически не разработанных месторождений не позволит властям оперативно реагировать на цены.

В любом случае, создание российского госрезерва находится только на начальном этапе. Однако в том, что такой фонд будет создан, сомневаться не приходится - согласно поручениям правительства, Минэнерго, Минэкономразвития и Минприроды до 1 июня 2009 года должны представить концепцию и техническое задание на разработку проекта федерального закона о нефти. Документ будет оговаривать и параметры госрезерва, и механизмы формирования такого фонда, и регулирование нефтяного рынка.

< Назад в рубрику