Бывший СССР
13:24, 1 мая 2009

Хата с краю Конституционный суд Украины ловко устранился от политических конфликтов

Конституционный суд Украины 30 апреля обнародовал решение, которое наверняка войдет в учебники по юриспруденции. Суть нагромождения наукообразных формулировок, ссылок на статьи Основного закона и непроизносимых оборотов, если коротко, звучит так: "Черт его знает, как там правильно. Сами разбирайтесь!" И они уже начали.

В суде рассматривалось дело о необходимости или добровольности утверждения премьер-министра новым (или обновленным) составом парламентской коалиции.

Президент Украины Виктор Ющенко добивался от КС примерно такого решения: "Каждый раз при изменении состава коалиции в Верховной Раде ее участники обязаны подавать на утверждение парламента кандидатуры своих министров и премьера".

По замыслу президента, такая норма позволила бы со всей ясностью подтвердить, что парламентское большинство существует: вот больше половины депутатов проголосовали за состав правительства, никаких вопросов.

Оппоненты президента из правительства и БЮТ, в свою очередь, настаивали на примерно такой формулировке: "Каждый раз при изменении состава коалиции в Верховной Раде ее участники имеют право подавать на утверждение парламента кандидатуры своих министров и премьера".

С их точки зрения, такая норма позволила бы не терять драгоценное время на бессмысленные голосования, если состав правительства не меняется, а лишь незначительно обновляется.

В конституции же написано, что внесение кандидатуры премьера относится исключительно к полномочиям коалиции. Что такое "относится к полномочиям" в переводе на человеческий язык и просил разъяснить президент. То есть обязано большинство делать это или лишь имеет право?

Конституционный суд заседал месяц и выдал определение, которое без головной боли не прочитать: очень трудный текст. Но в ключевом месте, там, где по мнению президента должен стоять безапелляционный глагол в повелительном наклонении, а по мнению его оппонентов - мягкая модальность, судьи начертали ледяное "предусматривает участие".

Текст постановления суда появился за день до официальной публикации и поверг всех интересующихся предметом в легкое замешательство: ну а победил-то в результате кто?

Стали ждать комментариев от судей. На следующий день они появились. Но вместо того, чтобы внести ясность, только напустили туману.

Андрей Стрижак. Фото С. Николаева, "Сегодня"
Lenta.ru

"Получил ли президент ответ на вопрос, с которым обращался в Конституционный суд? Если прочитать внимательно – нет. А дает ли конституция ответ на этот вопрос президента? Если посмотреть на статью 83 – нет", - сказал судья Андрей Стрижак.

Выходит, что раз КС ответа не дал, - разбирайтесь сами.

Зачем же тогда заседали? А вот зачем: "Мы дали ответ в пределах конституции и своих полномочий. Этим решением мы подтвердили закрепленный в ней порядок".

При этом Стрижак сознался, что вообще-то и сама конституция - так себе, потому что "бессистемная", а ответ на интересовавший Ющенко вопрос в ней попросту отсутствует.

Фактически своим решением судьи не "порядок" закрепили, а, скорее, беспорядок. Это с успехом продемонстрировали последующие события.

Обе стороны разбирательства - и правительство, и президент - выразили полное удовлетворение решением КС и объявили о своей победе. Сторонники Тимошенко, комментируя решение суда, говорят, что легитимность кабинета министров подтверждена и он может спокойно продолжать работу. В секретариате Ющенко, напротив, заявляют: нелегитимность кабинета министров подтверждена, пора ему готовиться к отставке.

Некоторая абсурдность складывающейся ситуации мало кого заботит. Каждый стоит на своем, не желая даже слышать оппонента. Дело в том, что от исхода этого противостояния слишком многое зависит.

Вообще-то обновленная коалиция появилась в Верховной Раде в начале декабря прошлого года. В нее вошли БЮТ, Блок Литвина и тяготеющий к Юлии Тимошенко обломок (37 из 72 человек) расколовшегося блока НУНС. Депутаты трех этих фракции действительно составляют больше половины списочного состава Рады.

Но проблема в том, что обломок НУНС - это, как ни крути, не целый блок. Из-за этого чисто арифметически "большинство" таковым не является: в коалиции состоят 212 депутатов при минимально необходимых 226.

Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Фото пресс-службы президента Украины
Lenta.ru

Когда большинство депутатов Верховной Рады проголосовали за назначение спикером Владимира Литвина, многие поспешили назвать это рождением новой коалиции. Но выяснилось, что недостающие голоса "большинству" подбросили коммунисты.

За премьер-министра Тимошенко они голосовать не стали бы. В результате коалиция решила не переутверждать ее - просто чтобы не рисковать.

Тут-то Ющенко и вспомнил про необходимость выдвижения главы кабмина на утверждение Рады: ведь если премьер не утвержден, значит, коалиции нет. А раз ее нет уже пять месяцев, то можно разгонять Верховную Раду и объявлять новые парламентские выборы.

При этом именно обновление депутатского корпуса - главная цель президента, опасающегося, что нынешний состав Рады несет для него потенциальную угрозу. Ющенко волнуется, не объединятся ли в коалицию БЮТ и Партия регионов. Ведь такая коалиция - настоящая, обладающая конституционным большинством - сможет легко испортить жизнь любому президенту.

Вот он и старается найти в решении КС хоть какую-то зацепку, которая позволила бы ему разогнать депутатов.

Для Тимошенко же парламентские выборы смерти подобны. Популярность БЮТ падает, и в нынешних условиях никаких шансов остаться у власти после переизбрания Рады у нее не останется. Поэтому она всеми силами будет стараться представить решение КС как свою победу.

Ющенко и его команда будут отчаянно сопротивляться. Конституционный суд сработал на славу: новый, жесткий раунд украинского противостояния начинается.

Запасаемся попкорном.

< Назад в рубрику