В конце апреля Торговая палата США опубликовала так называемый "Отчет 301" — список стран, в которых чаще всего нарушают право на интеллектуальную собственность. Постоянными лидерами этого рейтинга являются Китай и Россия. В этот раз в список попала Канада.
Документ, о котором идет речь, состоит из 44 страниц и содержит анализ ситуации в сфере интеллектуальной собственности в 46 странах мира. Эти страны разделены на две неравных части.
В первую попадают государства, за которыми следят особенно пристально. В них нарушения, связанные с копирайтом — обычное дело. Вторая часть — список стран, за которыми просто приглядывают.
Кроме России, Китая и Канады к наиболее опасным для правообладателей странам причислили Алжир, Аргентину, Чили, Индию, Индонезию, Израиль, Пакистан, Таиланд и Венесуэлу. В менее опасный список вошли Белоруссия, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан и еще пара десятков государств.
Появление Канады в списках насторожило многих IT-обозревателей. Страна является естественным партнером Соединенных Штатов во всех мыслимых отраслях. Это своего рода бедный родственник США, и его включение в перечень нарушителей копирайта выглядит очень странно.
Действительно, в середине документа американские чиновники объясняют, за что Канада оказалась там, где оказалась. Канада еще в 2007 и 2008 году пообещала усилить охрану интеллектуальной собственности, но не преуспела в этом. Не вышло у нее и следовать договорам об интернете Всемирной организации интеллектуальной собственности.
Теперь США решили надавить на своего крупнейшего торгового партнера, напомнив ему не только о неподписанных соглашениях, но и о слабой границе, которая якобы способствует транзитному провозу контрафакта.
Еще жестче с Канадой обошелся Международный союз интеллектуальной собственности (IIPA). Формулировка из его заявления достойна цитирования:
Канада удручающе отстает от остальных развитых стран (и многих развивающихся) в принятии важных законов, которые облегчают развитие здорового онлайнового рынка продукции, защищенной авторским правом.
Анализировать списки — неблагодарное занятие. Гораздо интереснее подсчитывать чужие потери, тем более что в заявлении IIPA есть часть необходимых данных. Часть — потому что, судя по таблице (pdf), IIPA не может даже приблизительно оценить потери в кинобизнесе, сфере развлекательных программ, а также книгоиздательстве. Без их учета речь идет о недополученных 16 миллиардах долларов с мелочью.
На России американские правообладатели в 2008 году потеряли как минимум 2,7 миллиарда долларов. Это очень неполная оценка, основанная лишь на сумме, которую украли пираты в области ПО для бизнеса. Утверждается, что уровень пиратства (что бы это ни значило) в стране составляет 70 процентов. Особенно проверяющих волнует развитая отрасль по штамповке контрафактных дисков.
Китай значительно превосходит Россию по размаху. Производители программ для бизнеса потеряли здесь 2,9 миллиарда долларов. Кроме того, IIPA оценила ущерб от музыкальных пиратов в 564 миллиона долларов, что и позволило Китаю занять первое место.
Стоит также упомянуть Индию, пираты которой нанесли правообладателям урон примерно на миллиард долларов. Удивительно, но в Индии почти нет незаконного копирования музыки — за год участники музыкального рынка насчитали лишь 36 миллионов утерянных долларов.
Примечательно, что страны-рекордсмены по пиратству вовсе не обязательно находятся в опасной части списка. Например, Индия с миллиардом туда попала, а вот Бразилия, пираты которой сделали правообладателей беднее на 1,2 миллиарда долларов — нет. Не обращают авторы списка внимания и на итальянский беспредел, где речь идет более чем о полутора миллиардах недополученных долларов.
Зато, например, Алжир и Венесуэла, данных о которых вообще не приводится, находятся среди стран, к которым американские чиновники приглядываются особенно внимательно.
Таким образом, вряд ли все дело в денежных потерях правообладателей. Чтобы попасть в список, надо быть не простым пиратом, а неудобным. Как и у Англии несколько веков назад, у США нет постоянных друзей и постоянных врагов.
Есть только интересы. В этот раз — в области копирайта.