30 апреля в западном индийском штате Раджастан разбился истребитель Су-30МКИ - один из самых современных и совершенных боевых самолетов ВВС этой страны. В результате катастрофы погиб один из пилотов. Предварительные причины происшествия пока не объявлены, однако, по последним сообщениям местных СМИ, в Индию прибыла группа российских специалистов, которые помогут военным в проведении расследования. Представитель ВВС страны уже заявил, что катастрофа стала неожиданностью для них, поскольку значительных технических проблем с этими самолетами ранее отмечено не было. Несмотря на отсутствие официального распоряжения, полеты Су-30МКИ на территории Индии были приостановлены.
Для российской авиастроительной компании "Сухой", по праву считающейся одним из лидеров мирового рынка боевых самолетов, апрель 2009 года стал поистине "черным" месяцем. 26 апреля на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре при рулежке и скоростной пробежке из-за схода с взлетно-посадочной полосы произошла авария третьего летного образца истребителя Су-35. Пилот удачно катапультировался, однако спасти машину не удалось.
Информация о состоянии летчика и причинах катастрофы поступала противоречивая. Судя по сообщениям печати, причиной выходя из строя самолета могла стать поломка тормозной системы и сбои в системе подачи топлива. Как по отдельности, так и в совокупности. Однако окончательных выводов по этому поводу пока нет.
Крушение индийского самолета произошло менее чем через неделю, когда страсти по поводу катастрофы новейшего многоцелевого истребителя поколения "4++", который пока только проходит испытания, окончательно не улеглись. Но в России это происшествие вызвало куда меньший резонанс, чем в самой Индии.
Су-30МКИ - один из самых крупных и успешных российско-индийских проектов последних десятилетий - на данный момент считается лучшим подобным самолетом ВВС страны. Он фактически составляет основу воздушного превосходства Индии над вероятным противником и, по оценкам экспертов, во многом опережает не только самолеты своего поколения, но и перспективные зарубежные образцы.
По летным и боевым качествам Су-30МКИ часто сравнивают именно с Су-35, а не с Су-30, на основе которого он был разработан. При этом оба самолета действительно относят к одному поколению истребителей.
К отличительным особенностям Су-30МКИ, делающим его более совершенным по сравнению с прежними модификациями, производитель, в частности, относит двигатель с управляемым вектором тяги АЛ-31ФП, а также впервые примененную в практике ОКБ широкую интеграцию систем БРЭО импортного и отечественного производства. По выражению представителя "Сухого", "на Су-30МКИ создан "интернациональный" борт, в состав которого вошли системы и комплексы 14 зарубежных фирм из 6 стран мира".
Кроме этого, Су-30МКИ стал первым серийным самолетом, получившим БРЛС "Барс" с пассивной фазированной антенной решеткой. Номенклатура вооружения самолета также существенно расширена за счет использования управляемых ракет класса "воздух-воздух" РВВ-АЕ, класса "воздух-земля" Х-29Л/Т/ТЕ, Х-31А/П, Х-59М и управляемых авиабомб КАБ-500 и КАБ-1500.
Несколько истребителей Су-30МКИ недавно были направлены в Россию для модернизации - в перспективе они будут вооружены новейшими сверхзвуковыми крылатыми ракетами российско-индийской разработки "БраМос". При этом новые самолеты, сборка которых осуществляется крупнейшей индийской корпорацией Hindustan Aeronautics Limited (HAL), будут выпускаться уже с учетом использования этих ракет.
Интересно, что в ноябре 2008 года авторитетный британский журнал Flight предложил посетителям своего сайта выбрать лучший истребитель из списка, в который вошли Су-30МКИ, F-22 и F-15. Российский истребитель назвали лучшим 59 процентов респондентов, американский самолет пятого поколения F-22 получил 37 процентов голосов, а основной истребитель ВВС США F-15 выбрали лишь 4 процента опрошенных посетителей.
В настоящее время, как отмечают в открытых источниках, на вооружении индийских ВВС стоит около 150 истребителей Су-30МКИ. Это примерно десятая часть всего парка индийских боевых самолетов, основу которого составляют машины советского и российского производства. Впрочем, несмотря на многолетнее и плодотворное военно-техническое сотрудничество Москвы и Дели, проект Су-30МКИ можно считать одним из самых крупных. Индия, в 2000 году заказавшая 140 самолетов российской разработки, в 2007 году увеличила этот заказ еще на 40 машин.
По условиям договора, испытания и передача самолетов Су-30МКИ осуществлялись в 3 этапа. Поставка заказчику первой партии из 10 Су-30МКИ состоялась в 2002 году, второй, включавшей в себя 12 самолетов - в 2003 году. К 2004 году самолетами Су-30К и Су-30МКИ были вооружены две эскадрильи ВВС Индии. Позже было принято решение заменить поставленные в середине 1990 годов Су-30К на Су-30МКИ в связи с невозможностью их модернизации.
Общая стоимость контракта на поставку и лицензионную сборку Су-30МКИ для ВВС Индии превышает 3 миллиарда долларов, что является рекордным соглашением на поставку российской военной продукции этой стране. Для сравнения, самым значительным контрактом между Дели и Вашингтоном стало подписанное в январе 2009 года соглашение на поставку патрульных противолодочных самолетов P-8A Poseidon. Он оценивается в 2,1 миллиарда долларов.
В перспективе в рамках крупнейшего тендера Индия намерена заключить 12-миллиардный контракт на поставку 126 самолетов с перспективой увеличения партии на 64 единицы. Одним из шести претендентов на эту роль является российский МиГ-35. В нем также участвуют французская компания Dassault Aviation с истребителем Rafale, шведская SAAB с Gripen, европейский концерн EADS с Eurofighter Typhoon, а также американские компании Boeing и Lockheed Martin, представившие на конкурс самолеты F/A-18E/F и F-16C/D соответственно.
Шансы на победу МиГ-35 в индийском тендере оценить пока сложно. Однако судя по тому, что Россия сегодня фактически остается главным партнером Дели в сфере военно-технического сотрудничества, они достаточно велики. Также весьма маловероятно, что катастрофа Су-30МКИ каким-либо образом скажется на партнерских отношениях двух стран. Тем более что причиной катастрофы могли стать не только технические неполадки, но и человеческий фактор. Впрочем, окончательный вывод по этому поводу предстоит сделать совместной российско-индийской комиссии.