Культура
13:45, 13 мая 2009

В бой идут одни "старики" В Каннах открывается 62-й международный кинофестиваль

62-й Каннский кинофестиваль, начинающий свою работу 13 мая, с полным правом можно считать состязанием ветеранов, так как он поставит к барьеру целую плеяду прославленных кинематографистов, в том числе четверых обладателей "Золотой пальмовой ветви". Другой важной особенностью фестиваля стало очевидное смещение его вектора в сторону так называемого мейнстримового кино, хотя организаторы продолжают клясться в верности арт-хаусу.

Работа над ошибками видна во всем, даже в выборе фильма, дающего стартовый "выстрел". Руководство кинофестиваля извлекло урок из прошлогоднего эксперимента с картиной "Слепота", подвергшегося разгрому в прессе и названного многими критиками самым слабым открытием за последние годы. В этом году каннским локомотивом впервые в истории станет анимационный фильм, да не абы какой, а очередной пиксаровский шедевр под названием "Вверх", снятый к тому же в формате 3D. Стремление продемонстрировать свою приверженность заокеанскому кинематографическому прогрессу, как говорится, налицо.

Что же касается основной конкурсной программы, то один взгляд на список претендентов на главные награды способен вызвать благоговейный трепет: Кен Лоуч, Ларс фон Триер, Педро Альмодовар, Джейн Кэмпион, Энг Ли, Михаэль Ханеке, Пак Чхан-Ук, в конце концов Квентин Тарантино.

Последний привез в Канны смонтированную в авральном режиме картину "Бесславные ублюдки", рассказывающую в классической "тарантиновской" манере историю группы американских евреев, сеющей панику среди нацистов в оккупированной Франции во время Второй мировой войны. Стоит отметить, что, не дожидаясь выхода фильма в мировой прокат и даже его дебюта в Каннах, режиссер уже сообщил, что работает над приквелом, в котором громить фашистов будут афроамериканцы.

Еще один обладатель "Золотой пальмовой ветви" британец Кен Лоуч, получивший главный приз в 2006 году за фильм "Ветер, который качает вереск", представит картину "В поисках Эрика" с великим футболистом Эриком Кантона в главной роли. Кантона играет самого себя в фильме о футбольном фанате, который воображает себе, что бывший нападающий "Манчестер Юнайтед" помогает ему справляться с жизненными неурядицами.

Новозеландский режиссер Джейн Кэмпион, очаровавшая каннское жюри в 1993 году своим фильмом "Пианино", привезла на фестиваль картину "Яркая звезда", рассказывающую о любовных отношениях английского поэта 19-го века Джона Китса и его музы Фэнни Браун.

Трейлер мультфильма "Вверх"

Get the Flash Player to see this player.

Победитель 2000 года, датчанин Ларс фон Триер, ударился в мистику и будет состязаться за "Пальму" при помощи своего нового проекта "Антихрист", в котором Сатана, а не Бог объявлен творцом всего сущего. В главных ролях снялись Уиллем Дефо и Шарлотта Геинсбург.

Еще одним приверженцем потустороннего в списке претендентов является корейский режиссер Пак Чхан-ук, получивший в 2004 году "Гран-при" за фильм "Олдбой", которому ныне грозит голливудский римейк в исполнении Стивена Спилберга и Уилла Смита. Чхан-ук представит на суд картину "Жажда", рассказывающую историю католического священника, превратившегося в результате неудачного медицинского эксперимента в вампира.

Трейлер фильма "Бесславные ублюдки"

Get the Flash Player to see this player.

В состав "азиатского десанта" на 62-м Каннском кинофестивале входят также плодовитый гонконгский режиссер Джонни То и обладатель премии "Оскар" Энг Ли. Первый представит жюри свой триллер "Месть" - незамысловатый рассказ об отце, который стремится отомстить за смерть своей дочери, ее мужа и детей. События картины Энга Ли "Штурмуя Вудсток" проходят на фоне Вудстокского музыкального фестиваля 40 лет назад.

Лучший режиссер 1999 года, по версии каннского жюри, Педро Альмодовар привез в этом году фильм "Разомкнутые объятия", являющийся драматическим коктейлем из несчастного случая, не менее несчастной любви и примирения, настигающего, как водится, спустя много лет. Естественно, в одной из главных ролей снялась муза Альмодовара Пенелопа Крус.

Австрийский режиссер Ханеке, чья "Пианистка" завоевала вторую по значимости награду в 2001 году, вступает в борьбу с фильмом "Белая лента". Действие черно-белой картины происходит в немецкой деревне накануне Первой мировой войны.

Российское творческое присутствие на Каннском кинофестивале в этом году весьма скромно. В программе "Особый взгляд" представлены картины Николая Хомерики "Сказка про темноту" и Павла Лунгина "Царь". Оба режиссера - не новички в Каннах. Фильм Хомерики "Вдвоем" получил в 2005 году вторую премию в конкурсной программе "Синефондасьон" (Cinefoundation). Картина была снята в Москве французской киношколой La Femis совместно с российской компанией "Арсен Готлиб - Метроном фильм". В конкурсной программе лента представляла Францию. Что касается Павла Лунгина, то он в 1990 году был удостоен специального приза за режиссуру фильма "Такси-блюз".

С чиновничьим и олигархическим присутствием в Каннах дела будут обстоять куда лучше. Дирекция каннского кинорынка выделила в 2009 году российской стороне павильон почти в 1,5 раза большей площади, чем годом ранее. Сей многопрофильный информационный киоск, гордо именуемый "культурным посольством России в Каннах", призван обеспечить участников и гостей фестиваля всей необходимой информацией об отечественном кинопроизводстве, а также стать местом проведения семинаров и мастер-классов. Каким образом увеличение "культурного посольства" будет соотноситься с прогнозируемым уменьшением кинорынка, не уточняется.

А между тем, сокращение ожидается нешуточное. Так, в конце прошлого года на лос-анджелесском кинорынке, считающимся крупнейшим в мире, было зарегистрировано всего около полутора тысяч участников. Представительство азиатских стран сократилось на 10 процентов, организаторы не досчитались 14 процентов североамериканских покупателей. Самые серьезные проблемы возникли в сегменте приобретения прав на телевизионный показ фильмов и их выпуск на электронных носителях.

Каннский кинорынок в этом смысле явно не станет исключением. Его участники будут куда придирчивее оценивать предложенную продукцию, и главным критерием будет возможная прибыль, а не регалии и имена режиссеров. Здесь стоит вспомнить печальный пример прошлогоднего обладателя "Золотой пальмовой ветви" - французского фильма "Класс", который сумел заработать в кинотеатрах США и Канады лишь 3,7 миллиона долларов.

Но бог с ними, с проблемами. 62-й Каннский кинофестиваль начинает свою работу, и его конкурсная программа обещает в кои-то веки затмить традиционное дефиле по красной дорожке и внеконкурсные премьеры голливудских блокбастеров. А это уже немало.

< Назад в рубрику