Известно, что одним из главных занятий барона Мюнхгаузена был ежедневный разгон облаков, чтобы жители его родного Ганновера могли наслаждаться хорошей погодой. Подобные благодеяния не вызывали восторга у городских правителей и местной аристократии. Как выяснилось, в современной России у них есть верные сторонники, считающие, что хорошая погода - это зло. Речь идет об отечественных кинематографистах, винящих Солнце в провале их проектов в прокате.
В первую очередь речь идет о дилогии Федора Бондарчука "Обитаемый остров". Вернее, о второй ее части под названием "Схватка", которую ее создатели во время массированной рекламной кампании именовали "другим фильмом", не объясняя, правда, в чем именно будут состоять отличия. Несмотря на всю раскрутку и заигрывания с пользователями интернета, картина стартовала в прокате очень слабо, заработав в первые выходные 3,8 миллиона долларов. Во второй уик-энд ее кассовые сборы буквально обвалились на 60 с лишним процентов, окончательно похоронив надежду не только на окупаемость, но даже на заработки, сравнимые с бюджетом проекта.
А он, напомним, составлял 36 миллионов долларов, что при существующей в России схеме раздела доходов между прокатчиками и производителями требовало кассовых сборов в размере 70 миллионов долларов. В общем, это был провал столь же громкий, как и рекламные завывания по "ящику".
И кто бы, вы думали, оказался виноват в произошедшем? Упаси Бог, не Федор Бондарчук и команда, работавшие над экранизацией не самого лучшего произведения Стругацких, и не пиарщики, запутавшиеся в славословии и, что удивительно, сами свято уверовавшие в собственные лозунги. Виноват оказался наш извечный враг, который летом поджигает торфяники, осенью губит урожаи, зимой взрывает коммуникации, а весной коварно превращает наши дороги в месиво из реагентов и грязи. Естественно, речь идет о природе.
Об этом на полном серьезе поведал в интервью газете "Коммерсант" продюсер дилогии Александр Роднянский. Именно хорошая погода, установившаяся на европейской части России в момент старта второй серии "Обитаемого острова", вызвала "отток той молодой аудитории, которая является доминирующей в наших кинотеатрах". "По второй части мы понимаем, что выходим в общей сложности по итогам проката на 7-8 миллионов долларов. Это меньше, чем мы рассчитывали... Очевидно, что большую роль сыграла здесь замечательная погода", - посетовал Роднянский.
Get the Flash Player to see this player.
Вот так вот. Некстати наступившая почти летняя жара смешала все планы создателей самого дорогого фильма отечественного кинематографа. Можно было бы, конечно, задать вопрос: а прочему в таком случае премьера второй части, запланированная изначально на осень, была столь опрометчиво перенесена на весну, когда вероятность наступления хорошей погоды все же выше? Но это вопрос риторический, ибо, судя по аргументации, и в любимую пору Александра Сергеевича Пушкина нашлось бы климатическое явление, оправдывающее "отток молодой аудитории".
Вы думаете, стремление возлагать ответственность за провал кинопроектов на погоду присуще лишь создателям высокобюджетных картин? Да ничего подобного.
Александру Роднянскому вторит и Сэм Клебанов, продюсер и автор сценария фильма "Горячие новости", также не привлекшего особого внимания зрителей. "Одну причину знают все - майская жара. Выпуск фильма в мае - это всегда лотерея, но переносить релиз на осень мы по разным причинам не могли. В итоге рискнули и получили шикарную погоду на праздники и как следствие - пустые кинотеатры", - пишет Клебанов в своей статье, размещенной на сайте "Кино без границ".
И только увидев пустые залы, господин Клебанов понимает, что "в России нет такого понятия как кинозвезды", а государственные телеканалы заняты раскруткой собственных фильмов и не обращают внимание на российский кинематограф. И делает вывод, что при таком отношении "независимое кино в России исчезнет как класс". Если перевести все это на язык человеческий, то получится, что в провале фильма виноваты зрители, государство, Голливуд, все та же природа, но никак не сами авторы "киношедевров", почти каждый из которых сразу после рождения провозглашается не имеющим аналогов.
Get the Flash Player to see this player.
На фоне этого "природоненавистничества" вполне оптимистично звучит статистика другого фильма, не уступавшего "Обитаемому острову" в пафосе и масштабности рекламной кампании. Речь идет о картине "Тарас Бульба", поддерживаемой телеканалом "Россия" и вызвавшей такую бурю эмоций у наших украинских соседей. Если верить сведениям издания "Кинобизнес сегодня", то фильму Владимира Бортко удалось обойти первую серию "Острова" по количеству зрителей, и это при том, что фильм Бондарчука стартовал в куда более "хлебный" период длинных новогодних выходных.
Об окупаемости "Тараса Бульбы" речи пока не идет - при бюджете в 562 миллиона рублей фильм заработал чуть более 550 миллионов. Рискнем предположить, что в данном случае финансовый результат вообще менее значим, чем, например, политический. Причина оптимизма в другом. Хотя бы в том, что у нас еще остались деятели киноиндустрии, не кивающие на внезапно обрушившееся на великую страну тепло.
Get the Flash Player to see this player.
Ведь если следовать логике Роднянского и Клебанова, то остается только посочувствовать прокатчикам всяческих "Терминаторов", "Трансформеров" и прочих "Гарри Поттеров", выходящих летом, ибо на этих премьерах не должно быть никого.
Но выход для наших продюсеров есть. В бюджете Москвы присутствуют статьи расходов на разгон облаков в дни государственных праздников. Так, к 9 мая на это благое дело правительство столицы выделило аж 65 миллионов рублей. А что если в бюджеты "главных фильмов года" вносить затраты на "сбор" грозовых туч в дни громких премьер?! Ей-Богу, это будет дешевле телевизионного зомбирования зрителей и освободит огромную армию пиарщиков от необходимости рожать бессмысленные лозунги. Лучше пусть потом, после премьер, разгоняют облака, как это делал в свое время Карл фон Мюнхгаузен.
Григорий Злов