Россия
19:52, 18 мая 2009

Между кнутом и пряником Рамзану Кадырову надоело прощать боевиков

Предпринятая в конце минувшей недели попытка взорвать штаб-квартиру МВД Чечни не на шутку рассердила Рамзана Кадырова. Глава республики объявил об отказе от новых амнистий, пообещал уничтожать на месте захваченных с оружием боевиков и пригрозил неприятностями их родственникам.

Теракты в Чечне уже давно не совершались смертниками. Однако в пятницу, 15 мая, именно теракт с использованием нательной взрывчатки стал причиной гибели двух милиционеров, которые несли службу на выдвижном посту у здания республиканского МВД. Около 11 часов утра недалеко от поста затормозил "жигуленок", из него вышли двое мужчин и направились в сторону здания МВД. Когда они подошли к посту, раздался взрыв: на месте погибли оба милиционера, террорист и сопровождавший его мужчина. Еще несколько человек, находившихся поблизости, были контужены.

Вскоре было установлено, что смертником оказался житель ингушской станицы Слепцовская некий Беслан Чабиев, 1968 года рождения. В чеченском МВД сразу же заявили, что он является лицом, приближенным к самопровозглашенному правителю "Кавказского эмирата", последнему президенту так называемой Ичкерии Доку Умарову. Уже установлено, что Чабиев прибыл из Турции, где до последнего времени подрабатывал тренером по борьбе. При этом сопровождавший его 75-летний таксист, скорее всего, не знал о намерениях своего пассажира.

Судя по всему, какая-то информация о подготовке теракта у чеченской милиции все же была. Иначе трудно объяснить тот факт, что всего за сутки были уничтожены четыре боевика, которые, как полагают, входили в группу Чабиева и также готовили теракты. В машине одного из убитых были найдены подготовленный для подрыва снаряд калибра 152 миллиметра, пистолет Макарова и две гранаты.

Теракт произошел ровно через месяц после отмены в республике режима контртеррористической операции (КТО), на чем давно настаивал Рамзан Кадыров. Ему удалось убедить федеральный центр в том, что обстановка в республике находится под полным его контролем, и теракт в центре Грозного, да еще и как в недобрые прежние времена - с участием смертника - стал ощутимым ударом по репутации чеченского президента.

Вскоре после теракта Кадыров выступил с заявлением, что больше не собирается прощать боевиков и на амнистию им теперь рассчитывать не стоит. Он аргументировал свое решение тем, что все, кто хотел вернуться к мирной жизни, уже сделали это. Что касается оставшихся в лесах и горах непримиримых, чью численность Кадыров по-прежнему оценивает в 50-70 человек, то им остается только два пути: либо под суд, либо сразу к стенке. Во всяком случае, правоохранительным органам предписано не пытаться брать вооруженных противников живыми, как это и положено на настоящей войне.

На месте взрыва у здания МВД Чечни. Кадр телеканала "Вести 24"
Lenta.ru

Кроме того, Кадыров строго предупредил родственников боевиков, что им также придется нести ответственность. В российском уголовном кодексе в принципе имеется статья "пособничество", но в чеченских реалиях все понимают, что меры воздействия не будут исчерпываться только уголовным преследованием.

Случай доказать решительность намерений предоставился Кадырову очень скоро. В ночь на воскресенье, 17 мая, поступили первые сведения, что на территории Ингушетии у границы с Чечней проводится широкомасштабная операция по ликвидации банды, находящейся в подчинении Умарова, численностью, по разным источникам, от 15 до 50 человек. Кадыров уже успел отчитаться об уничтожении трех боевиков и добавил, что костяк банды состоит из наемников-арабов и азербайджанцев.

По информации сайта правительства республики, в боевых действиях в Ингушетии принимают участие элитные силовые подразделения Чечни: батальон "Север" ВВ МВД под командованием подполковника Сурхо Делимханова, полк милиции спецназначения имени Ахмада Кадырова и полк управления вневедомственной охраны при МВД Чечни, более известный как "нефтяной полк".

Еще недавно операции чеченских силовиков на ингушской территории вызывали болезненную реакцию у руководства соседней республики. Иногда дело доходило до открытых вооруженных столкновений с многочисленными жертвами. В этот раз Кадыров и ингушский президент Юнус-Бек Евкуров договорились о совместных действиях против боевиков независимо от того, на территории какой из республик они будут обнаружены.

"Операция проводится совместно с федеральными силовыми структурами. Впереди них идут милиционеры из наших республик, поскольку только местные лучше знают горную и лесистую местность", - заявил Кадыров журналистам на брифинге после окончания встречи со своим ингушским коллегой. Евкуров поддержал чеченского президента: "Мы должны уничтожать террористов совместными усилиями, а не выдавливать их из одной республики в другую".

Евкуров, кстати, назвал минимальную численность банды, оценив ее в 15 человек. По его данным, боевики бросили большое количество боеприпасов и пытаются скрыться. О том, есть ли среди них Умаров, не сообщается, так же как и о том, где бы он мог в настоящее время находиться.

Юнус-Бек Евкуров и Рамзан Кадыров. Кадр телеканала НТВ
Lenta.ru

Неспокойно и в соседнем Дагестане: 13 и 14 мая там была проведена спецоперация в Хасавюртовском и Казбековском районах, в результате которой были уничтожены четыре боевика. Среди них, по данным силовиков, оказался главарь местного диверсионного отряда Арсен Асульбегов. Предполагается, что уничтоженные боевики подчинялись Умалату Магомедову, который провозгласил себя "амиром Дагестана" после гибели прежнего лидера группировки Омара Шейхулаева.

17 мая режим КТО был объявлен в Карабудахкентском районе. После прочесывания местности была обнаружена лишь землянка, рассчитанная на четыре-шесть человек. По имеющимся оперативным данным, скрывавшиеся боевики планировали совершить теракт против представителей силовых структур.

О том, как завершение КТО в Чечне скажется на общей ситуации в регионе, существуют полярные мнения. Одни эксперты полагают, что демонстрация Кремлем доверия Кадырову позволит ему чувствовать себя увереннее и довести начатое федеральными силами до конца. Другие настроены скептически. Например, в "Независимой газете" приводится мнение специалиста по Кавказу, доктора исторических наук Владимира Попова, который считает, что из-за жесткой позиции, которую вынужден занять Кадыров, Чечне грозит обострение внутриклановой борьбы. Попов полагает, что лояльные чеченскому президенту кланы уже и так достаточно замирены, а для тех, кто борется против власти из идейных соображений, амнистия неприемлема. Поскольку разрешать ваххабизм в каких-либо формах Кадыров не собирается, ему придется бороться с сторонниками этого религиозного течения исключительно силовыми средствами.

Еще на одну проблему указывают источники газеты в Минобороны: дело в том, что с отменой режима КТО сотрудникам силовых структур, как местных, так и федеральных, будет урезано денежное содержание, так как регион перестает считаться зоной активных боевых действий. Это снизит мотивацию у силовиков, так как финансовая заинтересованность была одной из причин, по которой они были готовы рисковать жизнью и здоровьем.

Кроме того, в Минобороны опасаются массового разрыва контрактов военнослужащими подразделений, которые должны остаться в Чечне на постоянной основе. Это в свою очередь может привести к тому, что в Чечню придется направлять призывников, поскольку республика формально больше не считается горячей точкой.

< Назад в рубрику