Бывший СССР
20:14, 18 мая 2009

Конечно, Даля Еврокомиссар по финансам станет президентом Литвы

17 мая в Литве прошли президентские выборы. Как и ожидалось, победила одна из самых популярных политиков страны Даля Грибаускайте, до недавнего времени занимавшая пост еврокомиссара по бюджету и финансовому планированию. Ей удалось набрать почти 70 процентов голосов и, таким образом, выиграть выборы уже в первом туре. В качестве президента она сменит Валдаса Адамкуса, который был главой Литвы в течение двух сроков - с 1998 по 2002 и с 2004 по 2009 годы (в нынешних выборах он не участвовал).

Выдвигая свою кандидатуру, Даля Грибаускайте заявила, что готова использовать свои знания и способности, чтобы помочь Литве справиться с экономическим кризисом. Одновременно с этим она выразила готовность существенно изменить акценты во внешней политике страны. Наблюдатели полагают, что интенсивным контактам с США, странами Восточной Европы и рядом государств ближнего зарубежья (как это было при Адамкусе) новый президент будет уделять меньше внимания, отдав приоритет отношениям со "старой Европой".

О том, как будут строиться отношения Литвы с Россией, судить пока рано, однако в этих отношениях, очевидно, поубавится острых углов: едва ли Грибаускайте, имеющая репутацию прагматичного политика, станет, подобно своему предшественнику, защищать интересы Грузии в конфликтах между Тбилиси и Москвой или, к примеру, отстаивать тезис о "советской оккупации". Оценивая возможные действия нового президента, политолог Лауринас Кащюнас предположил, что республика, ориентируясь на Западную Европу, может перенять от нее политику "сосуществования с Россией". В то же время эксперт высказал мнение, что по-настоящему оценить внешнеполитическую позицию Дали Грибаускайте можно будет только во время острых, кризисных ситуаций.

Даля Грибаускайте, уроженка Вильнюса, окончила Ленинградский государственный университет по специальности "политэкономия". В начале 1990-х годов она работала в структурах МИДа, руководила переговорами о свободной торговле между Литвой и ЕС, позднее - участвовала в переговорах по согласованию договора о вступлении республики в Евросоюз. В начале 2000-х годов Грибаускайте заняла пост вице-министра, а затем и министра финансов. Одним из достижений за время ее пребывания на посту министра, как сообщалось, стало снижение бюджетного дефицита (с 8,5 до 1,2 процента).

В 2004 году, после вступления Литвы в ЕС, Даля Грибаускайте заняла пост еврокомиссара по бюджету и финансовому планированию. Год спустя еженедельник European Voice признал ее "комиссаром года", оценив ее работу по реформированию бюджета ЕС. В прессе ее называли "железной леди" и даже сравнивали с Маргарет Тэтчер.

На популярность Дали Грибаускайте в Литве, как можно предположить, в определенной степени повлияло то, что она (в силу своего служебного положения) дистанцировалась от политической жизни республики, интриг и скандалов, героями которых становятся политики, обвиненные в сотрудничестве с КГБ и российскими спецслужбами, а также в зависимости от местных финансово-промышленных групп. На этом фоне "железная леди" могла позиционировать себя в качестве независимого кандидата (именно в такой форме в итоге и произошло ее выдвижение), не связывая себя обязательствами перед какой-либо политической силой.

Голосование на выборах в Литве. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Между тем даже как независимый кандидат Даля Грибаускайте получила поддержку наиболее влиятельной партии Литвы - консервативной партии "Союз отечества - Христианские демократы" (которая заняла первое место на последних парламентских выборах и сформировала ядро правящей коалиции). Еще когда консерваторы еще находились в оппозиции, а "железная леди" занимала пост еврокомиссара, их объединяло критическое отношение к экономической политике прежнего социал-демократического правительства. Впоследствии консерваторы отказались выдвигать в президенты собственного кандидата, решив поддержать Грибаускайте.

Их лидер - глава правительства Литвы Андрюс Кубилюс - даже с некоторой ревностью отреагировал на известие о том, что кто-то назвал Далю Грибаускайте "кандидатом Бразаускаса" (бывшего президента Литвы и бывшего лидера социал-демократов Альгирдаса Бразаускаса, который в одном из интервью заявил, что Грибаускайте могла бы стать "хорошим надпартийным президентом"). "Если Бразаускас положительно ее оценил, то говорят, что она кандидат Бразаускаса. А если я выскажусь в позитивном ключе, почему бы не сказать, что она кандидат Кубилюса?", - сказал он. Премьер-консерватор напомнил, что Даля Грибаускайте еще в 1999 году работала заместителем министра финансов в его правительстве. "Я всегда отмечал ее профессионализм и говорил с самого начала, что если она решит сменить спокойную работу в Брюсселе на испытания здесь, я поддержу ее кандидатуру, вне зависимости от того, к какой партии она принадлежит", - добавил Кубилюс.

Антикризисный президент

Премьер, по сути, не скрывает, что в период экономического кризиса руководство страны нуждается в популярном и авторитетном политике, который бы поддержал доверие народа к власти. "Литва, как и весь мир, по-прежнему пребывает в неведении относительно того, как будет развиваться экономика, - рассуждает он. - Поэтому очень важно, чтобы государство в будущее вела личность, которая пользуется доверием народа".

Поддержка такого политика правительству, которое с самого начала окрестили "правительством самоубийц" (к власти консерваторы и их соратники пришли как раз в разгар мирового экономического кризиса), действительно не помешает. С конца 2008 года литовские власти были вынуждены принять целый ряд непопулярных мер (таких, как отмена налоговых льгот и урезание зарплат в госсекторе). Однако все это оказалось недостаточным. Недовольство населения растет, акции протеста, в которых принимают участие представители самых разных профессиональных сообществ, следуют одна за другой, а правительству пока нечем особо порадовать избирателей. Напротив, не успев еще провести через парламент майское сокращение бюджета (на три миллиарда литов / около 1,1 миллиарда долларов), правительство заявляет, что уже в июне бюджет придется "резать" снова. Все это необходимо, чтобы уменьшить растущий дефицит, который идет вразрез с требованиями ЕС, и одновременно с этим не залезть по уши в долги. Правда, при этом хорошо бы еще убедить население в том, что непопулярные меры действительно необходимы и надо только "потерпеть еще немного", пока кризис, наконец, не закончится.

Антикризисную программу литовского правительства Даля Грибаускайте в целом поддержала. Незадолго до выборов "железная леди" заявила, что лидер консерваторов Андрюс Кубилюс во главе правительства ее устраивает, по крайней мере, она не видит, кем его можно было бы заменить. Правительство, как отметила экс-еврокомиссар, в условиях кризиса делает то, что и должно делать - пытается избежать финансового краха. Грибаускайте согласилась с тем, что государство должно учиться жить по средствам. В то же время она раскритиковала действия правительства по повышению налогов и отмене налоговых льгот, заявив, что "ошибки в налогообложении малого и среднего бизнеса" должны быть исправлены.

Первым тестом на способность нового президента и старого правительства работать вместе станет утверждение нового кабинета министров (правительство, по Конституции Литвы, обязано уйти в отставку после президентских выборов, а затем заново пройти процедуру утверждения в парламенте). Хотя Даля Грибаускайте дала понять, что против нынешней правоцентристской коалиции и ее лидера - Андрюса Кубилюса - принципиальных возражений не имеет, она, вместе с тем, заявила, что ее не устраивает работа пяти ключевых министров (экономики, энергетики, здравоохранения, социальной защиты и финансов). Кстати, в отношении последнего - министра финансов Альгирдаса Шеметы - оппозиция еще до выборов запустила процедуру интерпелляции (дебатов в парламенте, которые заканчиваются голосованием о доверии члену правительства). Кубилюс, со своей стороны, отвечая на вопросы журналистов, с неохотой комментировал тему возможных отставок, заявляя, что "приносить кого-то в жертву не собирается".

Наследство

В Литве - парламентской республике - полномочия президента ограничены. Глава государства, который, по Конституции, не может быть действующим членом партии, выступает в роли арбитра при решении важных для общества вопросов. В то же время в распоряжении президента есть вполне конкретные рычаги, посредством которых он может влиять на ситуацию: например, право ветировать принятые парламентом законопроекты. Адамкуса, кстати, критиковали за то, что он далеко не всегда пользовался этим правом, президента обвиняли в том, что он шел на поводу у прежнего правительства, а также, возможно, на поводу у олигархических групп, заинтересованных в принятии того или иного закона.

Валдас Адамкус на избирательном участке. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Примером может послужить история с принятием закона о создании "национального инвестора" - компании LEO LT, которая должна была заняться соединением литовской энергосистемы с энергосистемой ЕС, а также строительством атомной электростанции (последняя призвана заменить Игналинскую АЭС, которую Литва, в соответствии с требованиями Евросоюза, должна закрыть в 2009 году). Закон "Об атомной энергетике", в соответствии с которым была создана LEO LT, стал в Литве объектом ожесточенной критики. Оппозиция называла его "аферой века", указывая на то, что частная компания NDX energija, подключенная к проекту, получает в нем слишком много прав и при этом - получает возможность игнорировать интересы государства в сфере развития энергетики.

Адамкус в итоге спорный закон подписал, сославшись на важность и сложность проекта (решения Литвы ждали также Эстония, Латвия и Польша, совместно с которыми предполагалось построить АЭС) и указав на то, что в противном случае было бы потеряно время, необходимое стране для того, чтобы модернизировать свою энергосистему. Однако доводы президента оказались слабыми: спустя некоторое время Конституционный суд Литвы признал, что закон неконституционен, а парламент начал процедуру отзыва этого документа. В результате проект по совместному строительству АЭС оказался под вопросом: другие участники уже заявили о намерении построить атомные станции самостоятельно.

Теперь вопросы, связанные с работой энергосистемы после закрытия ИАЭС, придется решать уже новому президенту. Скептики не раз предупреждали, что без собственной атомной электростанции (а также без соединения с энергосистемами ЕС, которое до сих пор не было реализовано) республике грозит энергетический кризис. Даля Грибаускайте, со своей стороны, недавно высказала мнение, что от закрытия Игналинской АЭС населению страны большого вреда не будет. По ее словам, гораздо больше жители республики страдают от монополизации энергетического рынка, из-за которой им приходится переплачивать за электричество, произведенное в собственной стране. Грибаускайте отметила, что намерена добиться расформирования компании LEO LT, которую назвала "непрозрачной и неэффективной".

Инаугурация новоизбранного президента намечена на 12 июля. Действующее правительство продолжит работать до этого срока.

< Назад в рубрику