Эстония пополнила список стран, правительства которых не выдержали давления экономического кризиса. О полной смене кабинета речи пока не идет: правящую коалицию покинули (или, точнее сказать, из коалиции были выставлены) только социал-демократы - представители одной из трех правящих партий.
Однако с их уходом коалиция лишилась большинства в парламенте: теперь оставшиеся в правительстве правые партии срочно ищут нового партнера, который помог бы им принять поправки в бюджет и другие законопроекты. Перспектива присоединиться к правительству Андруса Ансипа не слишком привлекательна: в нынешней ситуации эстонским властям придется принимать непопулярные меры: урезать государственные расходы, сокращать компенсации безработным (именно этот вопрос рассорил правых с социал-демократами), а возможно, и повышать налоги.
Эстония, как и ее соседи, существенно пострадала от кризиса. Экономика страны за первый квартал 2009 года сократилась на 15 процентов (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Безработица за первый квартал выросла до 11,4 процента (рекордного показателя, начиная с 2001 года). Общее число безработных, в том числе незарегистрированных, по данным официальной статистики, выросло до 79 тысяч человек.
Положение Эстонии оказалось несколько лучше, чем, к примеру, у соседней Латвии. Как заявляет теперь глава правительства и лидер правящей Партии реформ Андрус Ансип, консервативная бюджетная политика, которой власти страны придерживались еще до кризиса, позволила сохранить сравнительно низкие налоги, а также низкий уровень внешней задолженности государства (всего 4,8 процента от ВВП - самый низкий показатель среди стран Евросоюза). В результате страна, по его мнению, встретила кризис в приличной форме. Эстония успела накопить кое-какие резервы, а общую выгоду от избранного правительством курса Ансип оценил в миллиарды крон (сотни миллионов долларов).
Но избежать необходимости пересматривать бюджет, по примеру других стран, столкнувшихся с кризисом (включая и Россию), Эстонии все же не удалось. Как и следовало ожидать, доходы государства уменьшились: к примеру, снижение объемов производства и потребления в стране привело к сокращению поступлений от налога с оборота и акцизов. Если в 2008 году дефицит бюджета страны, по официальным данным, составил три процента от ВВП, то по итогам 2009 года, при самом плохом сценарии, он может вырасти до шести процентов (такой прогноз дал бывший премьер страны, лидер правящей партии "Союз Отечества" и Res Publica / IRL Март Лаар).
Даже если этот показатель вырастет не так сильно, для Эстонии это все равно будет означать нарушение требований ЕС, согласно которым дефицит бюджета не должен превышать трех процентов ВВП. Кроме того, под угрозой окажется и вступление страны в зону евро. Пару месяцев назад глава правительства Эстонии заявлял, что перейти на европейскую валюту планируется уже с 2010 года. Таким образом, для того, чтобы привести макроэкономические показатели страны в соответствие с Маастрихтскими соглашениями, у правительства остается довольно мало времени.
Первое сокращение бюджета, проведенное в феврале 2009 года (тогда бюджет урезали на восемь миллиардов крон, то есть примерно на 700 миллионов долларов), для правительства обошлось без серьезных последствий. Коалиция устояла. Однако вскоре выяснилось, что сокращать государственные расходы придется еще раз.
Помимо прочего это означало, что правящим партиям придется вновь жертвовать своей репутацией, принимая заведомо непопулярные решения. Вопрос был в том, какая часть населения пострадает больше и чьи избиратели, соответственно, будут больше недовольны. В сложившейся ситуации в правительстве, по выражению ряда эстонских политиков, разгорелась "классовая борьба".
Предметом спора, который в итоге привел к развалу правящей коалиции, стали поправки к Закону о трудовом договоре. Упомянутый закон был принят в декабре 2008 года, вступить в силу он должен с 1 июля 2009 года. Помимо прочего новые правила предусматривали существенное увеличение компенсаций по безработице: в течение первых трех месяцев оставшийся без работы человек получал бы 70 (вместо прежних 50) процентов месячного заработка, а в последующие месяцы - 50 процентов заработка (вместо прежних 40). Кроме того, принятый закон давал право на пособие по безработице и тем, кто уволился по собственному желанию.
В то же время ставки страхового платежа по безработице остались довольно низкими. Сначала их предполагалось повысить до полутора процентов, затем - до трех процентов. Однако реформисты и представители IRL заявили, что даже такие ставки не смогут обеспечить высокие пособия растущему числу безработных. Правые решили, что от высоких пособий придется отказаться. В противном случае, по их мнению, Касса по страхованию от безработицы опустеет уже осенью, и платить пособия станет просто нечем. Намерение социал-демократов повысить компенсации в условиях кризиса правые партии считают популизмом. Комментируя ситуацию, Андрус Ансип обвинил СДП в том, что она пытается выставить себя единственной благородной силой в коалиции, а партнеров - представить в качестве отрицательных героев. Премьер заявил, что его партия тоже не горит желанием принимать непопулярные решения, однако делать это, по его словам, в данной ситуации необходимо.
Отстаивая свою позицию, социал-демократы предложили увеличить ставку страхового платежа. По словам министра юстиции от Партии реформ Рейна Ланга, было предложено повысить этот показатель до шести-семи процентов. На это правые заявили, что сокращать размер компенсаций придется в любом случае, а резкое увеличение ставок окажет негативное влияние на экономику. Фонд работников в Кассе по страхованию от безработицы, как утверждает Ланг, не справится со своими обязательствами даже при трехпроцентной ставке (взносы формируются на две трети - за счет работников, на одну треть - за счет работодателей).
Министр от реформистов заявил, что СДП пытается увеличить нагрузку на работодателей, создавая тем самым угрозу для существования их бизнеса. "Социал-демократы, - утверждает Ланг, - хотят наказать работодателей дополнительными выплатами, потому что у работников нет средств для выполнения собственных обязательств. А эта нагрузка может сегодня закончиться закрытием предприятий и исчезновением рабочих мест". Позицию правых партий поддержал Центральный союз работодателей. По мнению его представителей, инициатива СДП приведет к тому, что предприниматели, стремясь избежать высоких отчислений, станут уводить свой бизнес "в тень".
Отбиваясь от обвинений, социал-демократы отвечали, что ответственности за непопулярные решения не боятся (СДП, кстати, незадолго до развала коалиции поддержала второе сокращение бюджета, позднее Ансип поблагодарил (уже бывших) партнеров за это решение). Однако они заявили, что будут и дальше отстаивать "интересы простых людей" (включая тех, кто остался без работы) и от своих принципов не отступят.
Генеральный секретарь СДП Рандел Лянтс, со своей стороны, обвинил правых в том, что они борются с кризисом за счет наиболее уязвимых слоев населения. "60 тысяч безработных, не виноватых в кризисе, не должны вызволять из него государство, как бы этого ни хотелось Ансипу", - заявил политик. На упреки в том, что социал-демократы в вопросе об экономической политике страны руководствуются политическими соображениями (а именно, хотят набрать политические очки перед выборами в Европарламент и местные органы власти, как утверждают реформисты), Лянтс ответил, что трое министров от Партии реформ также принимают участие в этих выборах. Так что обвинения в предвыборном популизме, по его словам, можно было бы адресовать и правым.
На стороне социал-демократов выступили профсоюзы. В знак протеста против изменений закона о трудовом договоре Центральный союз профсоюзов уже пообещал провести митинг в центре Таллина. Акция протеста запланирована на 3 июня. Параллельно с этим обсуждается и возможность проведения забастовки. Лидер профсоюзного движения Харри Талига заявил, что нынешний глава правительства Андрус Ансип должен уйти в отставку.
Долгие переговоры по вопросу о компенсациях между правыми и левыми закончились провалом. 21 мая депутат от Партии реформ Юрген Лиги внес в парламент законопроект, по которому от повышения компенсаций для безработных с 1 июля вообще предлагается отказаться (то есть сохранить действующие правила, при которых безработный сначала получает 50 процентов, а затем 40 процентов от месячной зарплаты). Одновременно с этим реформисты, как выяснилось, намерены поднять ставку страховых выплат по безработице до 4,5 процента (такую цифру назвал Андрус Ансип). "Ситуация настолько изменилась, что надо сделать и то, и это", - заявляет премьер. В противном случае денег в Кассе по страхованию безработицы, по его словам, хватит ненадолго. Теперь оставшимся в коалиции партиям осталось найти партнера, который помог бы им провести эти поправки через парламент.
11 мая Андрус Ансип, комментируя разногласия с партнерами по коалиции, заявлял, что верит в сохранение правящего альянса. Однако уже через неделю он вынужден был констатировать, что коалиция обречена. Правые и левые к тому времени открыто выясняли отношения и обменивались обвинениями, не стесняясь журналистов. Депутат от Партии реформ Юрген Лиги, комментируя настойчивые предложения министра финансов Ивари Падара (СДП) повысить налоги, заявил, что тот, вероятно, "оглох", раз не обратил внимания на многочисленные заявления правых о том, что увеличение налоговой нагрузки недопустимо. Парламентария поддержал министр юстиции Рейн Ланг, который назвал поведение Падара "беспардонным" и добавил, что своими высказываниями об увеличении налогов тот "нанес ущерб репутации Эстонии".
Позднее, когда коалиция уже была практически мертва, на пресс-конференции произошла пикировка между Падаром и Ансипом. Премьер намекнул, что Министерство финансов самовольно включило в список предложений по сокращению расходов строчку об отмене необлагаемого налогами минимума для пенсионеров. По его словам, социал-демократы знали, что это предложение не пройдет, и хотели представить его провал как собственную победу в борьбе за интересы пенсионеров. Падар в ответ заявил, что представил только те данные, рассчитать которые ему поручило правительство. О том, откуда взялась злосчастная строчка, чиновники спорили перед телекамерами в течение нескольких минут.
Уже вдогонку уходящим из коалиции социал-демократам (вечером 21 мая президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес уволил министров от СДП по просьбе Ансипа и, таким образом, зафиксировал распад коалиции) прозвучало выступление генсека Партии реформ Кристена Михала. Совсем уже не церемонясь с бывшими партнерами, он перешел на личности. Михал заявил, что ему "претит внешний вид Ивари Падара", сказав, что (уже бывший) министр финансов появлялся на работе "в мятой рубашке, галстуке набекрень и с непричесанной головой".
Обиженные социал-демократы теперь заявляют, что сделали для сохранения коалиции все, что могли (даже поддержали второе сокращение бюджета). А вот правые, по мнению СДП, проявили недопустимое упрямство в таком вопросе, как повышение налогов (которое помогло бы наполнить бюджет), не желая отказываться от своих идеологических установок и предвыборных обещаний. Впрочем, как утверждает Postimees, реформисты и IRL уже смирились с необходимостью поднять налоги, это решение, по информации издания, просто отложено до осенних выборов в местные органы власти. По данным газеты, если у власти останется та же правящая команда, то налог с оборота будет увеличен на один процент, а подоходный налог - на два процента.
Между тем оставшиеся в правительстве партии, пожалуй, зря разругались со своим недавним партнером. Вполне возможно, что в парламенте в ближайшее время им придется полагаться на благосклонность социал-демократов (которые имеют четвертую по величине фракцию), если новый партнер по коалиции срочно не будет найден. Лидер СДП Юри Пихл, со своей стороны, уже заявил, что его соратники могут поддержать какой-нибудь правительственный законопроект. Однако подчеркнул, что подарков правительство от левых больше не получит. "Мы теперь в оппозиции и смотрим на вещи другим взглядом", - отметил он.
Задачу правых по формированию новой коалиции, которая бы вернула им большинство голосов в парламенте (после ухода СДП у правых оказалось 50 из 101 мандата), облегчает тот факт, что для альянса технически подойдет любая из парламентских партий. Центристская партия, которая до 2007 года была с реформистами в правительстве, а затем перешла в оппозицию, отпадает. Центристы (лидер которых Эдгар Сависаар занимает пост мэра Таллина) с партией Ансипа давно уже "на ножах". Неделю назад, видя, что коалиция зашаталась, они даже попытались инициировать в парламенте вотум недоверия Ансипу. Попытка провалилась: социал-демократы, на поддержку которых рассчитывала оппозиция, сохранили верность коалиции, так что для смены премьера просто не хватило голосов.
Остаются "Народный союз Эстонии" (партия, которая помимо прочего представляет интересы русскоязычного населения страны) и Партия зеленых. С первой реформисты и IRL, как стало известно 20 мая, уже достигли предварительных договоренностей по таким вопросам, как предстоящее сокращение бюджета (в парламенте соответствующий законопроект, вероятно, будет рассматриваться 1 июня) и уменьшение компенсаций по безработице. Результаты переговоров с "зелеными" пока туманны. По словам лидера IRL Марта Лаара, сотрудничество с этой партией, возможно, ограничится тем, что она поддержит в парламенте решения "правительства меньшинства", но в саму коалицию при этом не войдет.
Между тем представители "Народного союза", как пишет Postimees, в неофициальных комментариях скептически отзываются о создании альянса с правыми. По словам политиков, партия "не стремится войти в правительство Ансипа, зашедшее в тупик". Власти же находятся в цейтноте. Неработоспособность правительства, неспособность принять намеченные законопроекты и корректировки бюджета, угрожает не только срывом антикризисной программы. Как отмечает издание, затяжной внутриполитический кризис лишит правительство Ансипа преимущества, которое оно имеет в глазах международных организаций, ценящих стабильность Эстонии.
Бывший премьер и лидер IRL Март Лаар уже выдал несколько зловещих прогнозов, заявив, что Эстония "идет по пути Латвии" (Латвия, напомним, стала одной из наиболее пострадавших от кризиса стран ближнего зарубежья), и пригрозив стране банкротством. Что будет в этом случае с правительством Андруса Ансипа, объяснять, наверное, не надо.