24 мая 2009 года индийские СМИ сообщили о намерениях оборонного ведомства провести сравнительные полевые испытания национального танка Arjun и российского Т-90. Ранее военные планировали начать эти маневры в мае-июне 2009 года, задействовав в них незначительное количество техники. Но по неизвестным причинам испытания решили сделать более масштабными - в них примут участие два полка, один из которых будет вооружен индийскими, а другой - российскими машинами. Впрочем, если Т-90 уже давно стоит на вооружении индийской армии, то с продукцией местного производства в войсках пока знакомы мало.
Программа разработки первого индийского национального танка Arjun бьет все рекорды не только по длительности, но и по числу технических проблем, с которыми на разных этапах приходилось сталкиваться производителю. В 1972 году сухопутные войска индийской армии сформулировали требования к перспективному основному боевому танку, в качестве которого был выбран Arjun, получивший название в честь легендарного воителя Арджуны, героя национального эпоса "Махабхарата".
Изначально индийцы планировали создать 40-тонную машину, вооруженную 105-миллиметровым орудием, но впоследствии стандарты изменились: масса танка должна была составить 58,5 тонны, а калибр его вооружения - 120 миллиметров.
Разработка танка началась в 1974 году одним из профильных подразделений Организации оборонных исследований и разработок Индии (Defence Research and Development Organization, DRDO). Работы проводились при участии немецкой компании Krauss-Maffei, известной в качестве производителя знаменитого танка Leopard, а также ряда других предприятий из Германии. Поэтому, как отмечают эксперты, внешний вид и характеристики танка Arjun во многом схожи с немецким Leopard 2A4.
Кроме этого, в конструкции машины используется более 60 процентов импортных комплектующих. А потому назвать этот танк сугубо индийским можно разве что с большой натяжкой.
За время разработки машины стоимость программы многократно возросла, чему способствовали изменения в технической спецификации, а также инфляция. Так, если на начальном этапе разработки индийцы планировали уложиться всего в 3,5 миллиона долларов, то к 2005 году проект оценивался уже в 3 миллиарда долларов. Но довольно серьезные по местным меркам финансовые вложения отнюдь не ускорили разработку танка и не избавили производителя от многочисленных технических трудностей.
Первый прототип перспективного танка индийской армии DRDO продемонстрировала спустя более десяти лет с момента начала разработки - в 1985 году. Изначально военные планировали поставить на вооружение 1500 машин, хотя в 2000 году решили ограничиться лишь 124 танками. Но первые же машины, переданные армии для проведения испытаний, военные вернули производителю для доработки. Оценка Arjun в различных модификациях проводится до сих пор, и каждый раз на очередном этапе выявляются новые недостатки.
Так, в 2005 году при проведении испытаний Arjun были выявлены неполадки прицелов, подвесок и систем управления огнем. Кроме этого, в условиях, когда температура воздуха достигала 55-60 градусов по Цельсию, двигатели немецкого производства начинали давать сбой. В 2007 году военные также выразили неудовлетворение точностью вооружения и другими техническими характеристиками.
В том же году во время испытаний в условиях пустыни представители индийской армии заявили, что крайне разочарованы первым национальном танком, сообщив о 14 выявленных недостатках. К ним, помимо уже упомянутых проблем, также была добавлена малая скорость.
2008 год и вовсе стал катастрофическим для разработчиков индийской боевой машины, которые, к слову, далеко не всегда соглашались с претензиями военных и даже заявляли о саботаже во время проведения испытаний. В этом году, в частности, оборонное ведомство страны подписало контракт с Москвой на поставку 347 танков Т-90, которые к тому моменту уже стояли на вооружении индийской армии, а также на перспективную сборку еще тысячи российских машин.
Военные также заявили о намерении поставить на вооружение после 2020 года принципиально новый основной боевой танк, который будет иметь мало общего с Arjun. Свою помощь в его разработке предложила Россия. Кроме этого, представители сухопутных войск Индии подтвердили, что пока не намерены закупать дополнительные партии танков Arjun, помимо уже заказанных 124 единиц.
Все эти факторы, как отмечают эксперты, еще больше усугубили положение и без того затянувшегося проекта. Тем не менее, DRDO пока не теряет надежды поставить своей армии до 500 машин, хотя основным боевым танком Arjun уже вряд ли станет - очевидно, что военные не скрывают своих симпатий, отдавая предпочтение более надежной и испытанной российской технике. Надо полагать, что сравнительные испытания двух танков, которые запланированы на август 2009 года, или окончательно похоронят проект, или же дадут первому индийскому танку еще один, возможно последний, шанс.
Очевидно, что для Дели разработка основного боевого танка является не столько вопросом укрепления боевой мощи армии, сколько престижа. Соседний Пакистан, который является извечным противником и соперником Индии, сумел создать свой основной боевой танк Al-Khalid в куда более короткие сроки. Достаточно сказать, что на сегодняшний день на вооружении пакистанской армии стоят уже более 300 таких машин, хотя разработка танка началась лишь в 1990-х годах.
Правда, назвать Al-Khalid сугубо пакистанским танком также можно лишь с натяжкой - он создавался на основе советской и китайской техники при участии Украины и получил множество импортных комплектующих. В перспективе сухопутные войска Пакистана планируют закупить до 600 машин местного производства, хотя для них также нашелся и иностранный потребитель - в мае 2008 года армия Шри-Ланки заказала партию из 22 Al-Khalid.
У индийского же танка после многих десятилетий разработки пока мало перспектив даже на внутреннем рынке, не говоря уже про внешний. Для страны, являющейся одним из мировых лидеров по затратам на вооружение, это, мягко скажем, не совсем солидно. И несмотря на последние попытки спасти проект, шансов на благополучный для индийского танка исход немного.