В ночь на 26 мая в приграничном районе Узбекистана произошли вооруженные столкновения. Кто, с кем, и зачем сражался, до конца не установлено. Известно лишь, что в городе Ханабаде (Андижанская область) некая группа экстремистов попыталась захватить здание, где размещаются силовые структуры. Сообщалось также о взрыве (или нескольких взрывах) и перестрелке на границе с Киргизией.
Власти Узбекистана, по обыкновению, никак не комментировали ЧП, создавая благоприятную почву для многочисленных слухов и домыслов. Возможно, они рассчитывали, что жители просто не обратят внимания на взрывы, появившиеся на городских улицах БТРы и стянутые к границе войска. Только во второй половине дня представители силовых структур подтвердили, что нападение на Ханабад действительно имело место.
При этом населению, имевшему все основания для беспокойства, было объявлено, что ситуация "стабильна". Однако выдвинуть какие-то версии, которые бы объяснили происходящее, пресс-служба Генпрокуратуры Узбекистана отказалась. Сославшись на… "необходимость защиты прав человека и сохранения стабильности".
Здание, в котором расположены ОВД и отделение СНБ (Службы национальной безопасности), боевики, по информации агентства "Фергана.Ру", атаковали между 23:00 и 24:00 по местному времени (примерно между 21:00 и 22:00 по московскому времени). В группу входили около 20 человек, вооруженных автоматами. Такую же цифру называло и агентство "Central Asian News": по его данным, при штурме экстремисты стреляли из гранатомета (или же, возможно, использовали взрывчатку). Последняя деталь, в частности, объясняет взрывы, которые слышали местные жители.
Кстати, оба агентства получили эту информацию от источников в правоохранительных органах Киргизии. Те, как можно предположить, узнали об этом от коллег или просто знакомых, проживающих в Узбекистане. Что касается узбекских силовиков, то прошло несколько часов после того, как история в Андижанской области получила широкую огласку, прежде чем они стали давать какие-то комментарии.
По данным "Ферганы.Ру", при нападении на здание в Ханабаде пострадали, как минимум, четыре человека. "Central Asian News", со своей стороны, сообщило о нескольких погибших (из числа сотрудников правоохранительных органов). Пресс-служба Генпрокуратуры Узбекистана между тем утверждает, что ни погибших, ни пострадавших нет.
Нападение вроде бы удалось отбить (если целью боевиков, как утверждается, действительно был захват здания, а не что-то иное). Что было дальше, неясно. Источник в силовых структурах Ташкента рассказал "Интерфаксу", что нападавшим удалось скрыться. "Сейчас проводятся мероприятия по блокированию района и поиску нападавших, усилена охрана границы с Киргизией, чтобы боевики не могли там укрыться", - сказал он. Косвенным подтверждением того, что, по крайней мере, некоторые боевики избежали ареста или уничтожения, могут служить слова руководительницы пресс-службы Генпрокуратуры Узбекистана Светланы Артыковой: в интервью узбекской службе "Радио Свобода" она заявила, что "создана оперативная группа по определению личности преступников".
С происшествием в Ханабаде, очевидно, связано ЧП на самой узбекско-киргизской границе, которое произошло той же ночью. По информации издания Uznews, на таможенном посту "Ханабад" произошел взрыв - грохот разбудил жителей окрестных сел. Издание Voice of Freedom, ссылаясь на рассказы местных жителей, сообщало, что взрыв произошел примерно в двух километрах от города Ханабад. Район происшествия был оцеплен милицией. Наконец, в пресс-службе МВД Киргизии заявили, что на границе с Узбекистаном имела место перестрелка. "С киргизской стороны в районе пункта перехода границы видны следы крови, которые находятся на территории соседнего государства", - сказал представитель МВД.
Происходило ли все это раньше или позже, чем инцидент в Ханабаде, сказать сложно - прежде всего, из-за обилия противоречивой информации и отсутствия четкой официальной версии узбекских властей. Если вооруженные столкновения на границе произошли уже после штурма здания ОВД, то можно предположить, что боевики, спасаясь от преследования, пытались прорваться через границу.
Определенную ясность в происходящее вносит (опять же, неофициальная) информация о том, что в Андижанской области проводилась некая спецоперация "по нейтрализации экстремистов и террористов". По данным "Ферганы.Ру", еще две недели назад в рамках этой операции в регион были введены две группы спецназа. Издание Voice of Freedom, в свою очередь, сообщало, что "со вчерашнего дня (то есть с 25 мая) все силовые подразделения Ферганской долины (имеется в виду, вероятно, часть Ферганской долины, находящаяся на территории Узбекистана - примечание Ленты.Ру) были подняты по тревоге".
Кстати, по данным Voice of Freedom, столкновения не прекратились и утром. В середине дня 26 мая издание сообщало, что в Ханабаде, а также в городе Дустлик "происходят перестрелки", улицы там "перекрыты военными". Другие источники о продолжающихся перестрелках не сообщали, отмечая, впрочем, что ситуация в Ханабаде остается напряженной: в городе закрыты увеселительные заведения и отключена сотовая связь. По слухам, местные сотовые операторы блокировали связь по указанию властей.
Хотя личности боевиков, если верить узбекской прокуратуре, только устанавливаются, организацию, которую следует винить за произошедшее в Ханабаде, узбекские власти, по-видимому, уже нашли. Источник в силовых структурах Ташкента заявил "Интерфаксу", что в нападении подозревают членов Исламского движения Узбекистана (ИДУ).
Исламистская организация ИДУ была создана в середине 1990-х годов представителями религиозных движений, запрещенных узбекскими властями. Своей целью ее представители объявили создание исламского государства на территории Ферганской долины. Впоследствии, столкнувшись с преследованиями властей, многие из них перебрались в Афганистан и Пакистан. В ряде стран, включая Россию, ИДУ признана террористической организацией. Осенью 2007 года ходили слухи о том, что ее лидер Тахир Юлдашев был якобы убит в результате налета американской авиации. Эти сведения не подтвердились: совсем недавно Госкомитет национальной безопасности Таджикистана, оценивая угрозу со стороны экстремистских группировок для Средней Азии, заявил, что Тахир Юлдашев жив и находится в Пакистане. Об этом таджикским спецслужбам рассказали задержанные на территории республики члены ИДУ.
Кстати, в соседнем Таджикистане в эти дни также проходит довольно странная спецоперация: На восток страны стянуты силы МВД - по официальной версии, якобы для "поиска и уничтожения посевов опийного мака". Однако в СМИ между тем появилась информация, что на самом деле таджикские силовики ловят бывшего полевого командира Мулло Абдулло. Последний во время гражданской войны начала 1990-х годов сражался на стороне Объединенной таджикской оппозиции (сторонников исламизации страны, которым противостоял Народный фронт под руководством будущего президента республики Эмомали Рахмона), эмигрировал, а теперь вроде бы решил вернуться на родину. Власти Таджикистана пытаются успокоить население версией о "посевах". Между тем Абдулло и его соратники, как утверждал "Коммерсант", уже взяли под контроль несколько районов и даже разоружили военных, прибывших туда, чтобы навести порядок.
В Узбекистане информационная блокада является обычной реакцией властей на какие-либо чрезвычайные происшествия. То, что практика такого рода провоцирует самые дикие слухи и панику среди населения, руководство страны, очевидно, считает нормальным. Можно вспомнить серию взрывов на военных складах под Бухарой, которые произошли в июле 2008 года: тогда в областной администрации уверяли, что поводов для беспокойства нет, а из близлежащих населенных пунктов тем временем шла эвакуация. Панику подогревали слухи о том, что пожар на складах может добраться до особо мощных боеприпасов "с радиусом поражения в пятьдесят километров".
Узбекские власти остались верны этой практике и на этот раз. Вот, к примеру, заголовки официального информационного агентства УзА за 26 мая (по порядку, начиная с самого утра): Гуманитарная помощь Таджикистану - "Фестиваль "Хан-атлас-2009" - Повышается уровень занятости населения - Удобства для сельчан - Важный шаг на пути демократизации страны - Президент отбыл в Бразилию - Ташкент в истории и современности - Успешная селекционная работа повышает продуктивность - Внимание здоровью матери и ребенка - Конкурс модельеров и кулинаров - Молодость без табака! - Смотр молодых талантов. В этом потоке "позитива" перестрелкам и взрывам, очевидно, просто не нашлось места.
А представитель городской администрации Ханабада, к которому обратилось агентство "Central Asian News", вообще не нашел ничего лучше, как… переместить взрыв на территорию Киргизии. Чиновник, имени которого агентство не называет, признал, что взрыв имел место, но тут же стал утверждать, что произошел он якобы "на одном из военных складов", расположенных на приграничной территории соседней страны. Эту "версию" уже опровергли как в администрации Джалалабадской области Киргизии (региона, который граничит с Узбекистаном), так и в Министерстве обороны республики.
P.S. А тем временем издание Voice of Freedom сообщает, что в Узбекистане произошел еще один взрыв - на этот раз в областном центре Андижане. Том самом, где в 2005 году произошли массовые беспорядки, которые были жестоко подавлены властями (были убиты и ранены сотни людей). Некие "информированные источники" рассказали, что взрыв произошел у местечка "Пьяный базар", в результате, по предварительным данным, погибли не менее семи человек.