Вечером 26 мая по Сети разошлась новость: российский холдинг Digital Sky Technologies инвестировал в крупнейшую западную социальную сеть Facebook 200 миллионов долларов и собирается вложить еще как минимум сотню.
Эту сделку еще 23 мая предсказывал Wall Street Journal, но многие обозреватели не верили, что она состоится. Утренние заголовки по-разному обыгрывали "российскость" DST. Питер Кафка из команды влиятельного IT-блога All Things Digital, например, назвал свою статью так: "Da! Facebook Takes $200 Million From Russian Investors at $10 Billion Valuation". Ричард Уотерс, ведущий техноблог в The Financial Times, озаглавил соответствующую заметку "Facebook: the Russian connection". Если переводить не буквально, то это означает примерно "Facebook: связи с русскими". Тут присутствует определенная коннотация, которую непросто сохранить в переводе. Ну а хулиганский The Register обнаружил минусы в сделке и вышел с заголовком "Стоимость Facebook упала на 5 миллиардов долларов".
Определенная доля правды в утверждении The Register есть. DST оценил стоимость всего Facebook в 10 миллиардов долларов. Это ровно на пять миллиардов долларов меньше, чем в 2007 году, когда Microsoft вложила 260 миллионов долларов, а получила взамен рекламный контракт и 1,6 процента компании.
С другой стороны, фонд Digital Sky Technologies (Юрий Мильнер поправил на пресс-конференции: "DST организован скорее как холдинг, а не фонд") оценил текущую стоимость социальной сети с двухсотмиллионной аудиторией примерно в три раза дороже, чем западные инвесторы.
Вот уже несколько месяцев Facebook, по данным газеты The New York Post, ведет переговоры с инвестфондами, которые оценивают сеть в 2-3 миллиарда долларов. Сам Facebook рассчитывал на 5-6. Сейчас, когда его уже оценили в 10, это смотрится забавно, но компании, которая, по мнению аналитиков, начала подготовку к выходу на биржу, было не до смеха.
Единственным поддающимся какому бы то ни было анализу показателем, определяющим цену акций Facebook, была стоимость бумаг, полученных сотрудниками. Теперь, когда в обыкновенные голосующие акции DST вложит не менее ста миллионов долларов, эти бумаги станут гораздо дороже и ликвиднее. Таким образом, российский инвестор поднимет своим спросом оценочную стоимость всей компании даже в том случае, если его собственная оценка не будет принята западными аналитиками.
Если зарубежных обозревателей волнует вопрос о том, что сделают с Facebook эти русские, то российских - ситуация с крупнейшей отечественной сетью "В контакте". Последняя по своему внешнему виду и устройству, мягко говоря, мало отличается от Facebook. Теперь их объединяет также и то, что DST одновременно является совладельцем обеих. Получается этакое раздвоение наличности - инвестиции в два почти одинаковых актива.
Россия - одна из немногих стран, где Facebook не занимает первое место среди социальных сетей по числу пользователей. В апреле аналитики ComScore оценили российскую аудиторию Facebook в 478 тысяч человек. На тот момент аудитория "В контакте" превышала фейсбуковскую в 67 раз. Это даже не конкуренция.
В шутку можно предположить, что "В контакте" могла бы заменить нынешний русскоязычный сегмент Facebook. Такие шутки иногда становятся реальностью - например, SUP начинал с обслуживания русскоязычного сегмента LiveJournal. Теперь он владеет всем активом. Правда, здесь немного другая ситуация.
Основная часть вложений DST приходится на привилегированные акции, которые обеспечат инвестору стабильный доход, но не дадут права голоса. На эту часть инвестиций приходится 1,96 процента компании. Дополнительные средства, на которые купят обыкновенные акции, принесут единицы процентов.
Это не позволит российским инвесторам управлять Facebook, но позволит выступить в роли консультантов по особенностям интернет-бизнеса в Рунете. Особенно в отношении крупных социальных сетей. Так, на пресс-конференции Мильнер сообщил, что монетизировать международную аудиторию лучше всего с помощью не только рекламы, но и микроплатежей. Слухи о микроплатежах в Facebook, кстати, ходили довольно давно.
По словам главы Facebook Марка Цукерберга, в 2009 году Facebook надеется на 70-процентный рост выручки, а в 2010 году выйдет на окупаемость. Он добавил, что сделка с DST является лишь денежным буфером.
В свою очередь, Мильнер, улыбнувшись, сообщил, что к руководству Facebook он вряд ли присоединится, так как у него есть свой бизнес.
Международный.