За последние месяцы аудитория российских СМИ узнала истории нескольких детей из международных семей. Наибольшую известность приобрели Элиза (или все-таки Лиза?) Андре, мать которой была освобождена из-под стражи во Франции 28 мая, и "возвращенная" в Россию Саша (или Сандра?) Циклаури (в прессе ее чаще называют по фамилии биологической матери – Зарубина).
То, что произошло с шестилетней Сашей, назвать "возвращением" можно только в кавычках, поскольку раньше девочка никогда не была в России. В 2002 году Наталья Зарубина уехала "на заработки" в Португалию, оставив дочь Валерию (на тот момент ее первому ребенку было 8 лет) с дедушкой и бабушкой. В 2003 году у Зарубиной родился второй ребенок от гражданина Украины Георгия Циклаури. Родители Саши вскоре расстались, а девочку взяла к себе домой португальская супружеская пара – Жоау Пинейру и Флоринда Виейра. У приемных родителей она и прожила почти всю свою недолгую пока жизнь - до весны 2009 года. Правда, рождение ребенка не было зарегистрировано (биологические родители девочки проживали в Португалии нелегально), и до недавнего времени у Александры не было гражданства. Тем не менее, право на португальское гражданство у нее есть, поскольку она родилась на территории страны.
В 2007 году Пинейру и Виейра захотели официально оформить опекунство над приемным ребенком. В то же самое время нелегально проживавшая в Португалии Зарубина попала в поле зрения властей, а депортировать ее без дочери не позволял закон. К судебной тяжбе сразу же подключились российские власти и португальский адвокат Алина Кампуш, которая, по словам консула, даже оказывала Наталье Зарубиной материальную помощь.
Согласно версии, которую излагает в интервью "Свободной прессе" вице-консул РФ в Португалии Олег Сотников, дальше Наталью якобы обманным путем заставили подписать соглашение о том, что она оставляет ребенка у португальцев на полгода. По словам дипломата, Сашу настраивали против биологической матери, а впоследствии пугали голодом в России. Консул также заверил журналистов, что вопреки рассказам неофициальных приемных родителей Саши, Наталья Зарубина не является ни алкоголичкой, ни наркоманкой, ни психически больной женщиной. Слухи о ее аморальном поведении и занятиях проституцией Сотников опроверг, сообщив, что Зарубина работала "в известном ресторане" уборщицей и официанткой. Как это было возможно при нелегальном положении россиянки, консул не пояснил.
Дело об опекунстве над Александрой рассматривал португальский суд: сначала он даже принял решение оставить девочку с приемными родителями, но в итоге власти все же встали на сторону Натальи Зарубиной. В мае 2009 года она забрала девочку в Россию. Российское гражданство, паспорт на фамилию "Циклаури" и документы для перелета Александре оформили за один день. Российские СМИ торжествовали. "Известия", например, назвали Сашу и ее биологическую мать "воссоединившейся семьей". Однако передачу ребенка Зарубиной, их прибытие в Москву и первые дни девочки в деревенском доме со сводной сестрой, бабушкой и дедушкой запечатлели камеры тележурналистов. Сюжет, показанный в эфире канала "НТВ", в буквальном смысле шокировал аудиторию.
Наталья Зарубина не постеснялась отшлепать дочь под прицелом камер, проклиная "придурочное португальское воспитание". Одного этого было достаточно, чтобы вызвать возмущение блогеров. Но далее в сюжете показали новых родственников девочки, праздновавших победу над португальцами, дом, в котором ребенку предстоит жить, а также неаппетитного вида суп и русскую печь, на которой Саша теперь спит. Зарубина высказала предположение, что Жоау Пиньеру намеревался продать девочку на органы или в публичный дом. А пятнадцатилетняя Лера сказала, что сестру придется учить русскому языку. Отметим, что старшая дочь Натальи Зарубиной употребила в эфире слово "наркоманщица", которого нельзя найти в словарях. Конечно, судить по нескольким минутам эфирного времени сложно, но слабо верится в то, что после общения с биологическими родственниками Александра начнет изъясняться на литературном русском языке. Добавим, что полки с книгами в доме Зарубиных в кадр не попали: неизвестно, есть ли они там вообще.
По словам журналистки, работавшей над нашумевшим сюжетом, первым делом в московском аэропорту Наталья Зарубина попросила пива. Эта деталь тоже осталась за кадром, но разошлась по блогам – пользователи интернета охотно поверили в нее, приняв во внимание серый цвет кожи и неопрятный внешний вид матери Саши. Впоследствии социальные работники Первомайского района Ярославской области пообещали присмотреть за процессом адаптации Саши к новой семье. Опекуном Валерии является ее бабушка – бухгалтер в местном детском доме, она же была инициатором вывоза Александры в Россию. Наталья Зарубина пока никем не работает, и неизвестно, удастся ли ей найти место в условиях кризиса (по специальности она портной-универсал). Возможно, ей придется растить младшую дочь на пособие матери-одиночки и выплаты по безработице.
Жоау Пинейро и Флоринда Виейра пока не смогли получить российскую визу. Между тем, в интернете собирают подписи под петицией с просьбой вернуть девочку в Португалию, а представители русскоязычной общины планируют на 31 мая митинг в Браге с тем же требованием.
Уже сказал свое слово и российский МИД: официальный представитель ведомства попросил средства массовой информации не делать из истории Саши "реалити-шоу", добавив, что некоторые публикации носили провокационный характер. Очевидно, дипломаты хотели бы, чтобы о "возвращенной" в Россию девочке все немедленно забыли.
Дипломатов и португальский суд можно понять – согласно букве закона девочка должна была быть депортирована в Россию вместе с матерью-нелегалкой, а МИД всего лишь отстаивает законные интересы россиянки.
Растившие Сашу Циклаури на протяжении пяти лет португальцы в обозримом будущем не смогут с ней даже увидеться.